За подделку путевых листов предложили ввести уголовное наказание
Развитие официальных сервисов бронирования билетов и построения маршрутов через Интернет и упрощение правил посадки пассажиров в автобус сделают легальные перевозки более привлекательными. А увеличение количества проверочных рейдов и арестов транспортных средств, владельцы и водители которых нарушают правила, отобьет желание у нерадивых бизнесменов нарушать закон. Об этом говорили на круглом столе в Совете Федерации 19 октября.
Сайты и мобильные приложения для организации совместных поездок, которые называют карпулингом, работают вне всяких правил. Они популярны у пассажиров, потому что поездку на них легко найти и забронировать, а стоить она может даже дешевле, чем по регулярному маршруту, поскольку у перевозчика нет никаких обязательств, а следовательно, и дополнительных расходов. Об этом сказал зампред Комитета Совфеда по экономической политике Валерий Васильев.
«Электронные платформы наносят ущерб легальным автопредприятиям, — отметил сенатор. — Их, как и агрегаторы такси, нужно вводить в правовое поле. Пока же сложившаяся ситуация позволяет наживаться нелегалам, которые маскируются под сервисы перевозок».
В Совфеде также считают, что отвадить людей от карпулинга и повысить интерес к официальным перевозчикам можно, внедряя сервисы дистанционного бронирования и продажи билетов онлайн, разрешив посадку пассажиров на любых остановках, а не только на автостанциях, а также развивая сайты по подбору и планированию оптимальных межрегиональных маршрутов.
В России, по данным Ространснадзора, 63 тысячи официальных автоперевозчиков, которые владеют 356 тысячами автобусов. Ведомство проводит регулярные рейды, проверяя соблюдение правил поездок. За девять месяцев этого года нарушения нашли у 170 тысяч транспортных средств, 5326 из которых поместили под арест. «Это всего три процента от нарушителей, хотя такая мера, как арест, является очень эффективной», — сказал представитель Ространснадзора Алексей Сергеев.
Больше половины нарушений были связаны с отсутствием предрейсового медосмотра и несоблюдением режима труда и отдыха, треть касались обеспечения безопасности перевозок, а в десяти процентах случаев водители не имели лицензии или разрешения возить пассажиров.
Ространснадзор борется и с карпулингом. Инспекторы мониторят приложения и сайты, устраивают облавы на водителей. Но наказать их бывает сложно: если в машине меньше восьми мест, то лицензия на перевозку пассажиров не требуется. Часто такие псевдомаршрутчики дежурят у вокзалов и торговых центров, близ станций метро и в спальных районах. За выполнение заказных поездок под видом регулярных предусмотрена административная ответственность, напомнил Алексей Сергеев. С 2018 года таких нарушений стало вдвое меньше.
С закрытием аэропортов в ряде регионов России потребовалось увеличить количество автобусных маршрутов между городами, но сделать это быстро и по закону оказалось непросто, рассказала глава Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова. «Документы на карты маршрутов получить было нельзя, поэтому нам пришлось оформлять часть поездок как заказные», — объяснила она.
В объединении обратили внимание на недостаточную цифровизацию перевозок: некоторые документы приходится отправлять обычной почтой, а карты маршрутов выдаются в бумажном виде, и если они теряются или приходят в негодность, приходится заказывать новые.
Путевой лист, который обязан заполнять каждый легальный перевозчик при выпуске автобуса на маршрут, не является документом строгой отчетности. Такие бумаги нередко подделывают, рассказал зампред Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Иван Соловей. Он предложил подумать о введении за это уголовной ответственности.
В Минтрансе Подмосковья предложили сделать путевые листы электронными, а для медосмотров использовать возможности телемедицины — так соблюдать положенные формальности станет проще. Замглавы ведомства Евгений Аптекин выступил за снижение стоимости ОСАГО для перевозчиков — это позволит им выйти из тени.
Законодатели не впервые пробуют подступиться к регулированию карпулинга. Еще в прошлом году Минтранс разработал законопроект, упорядочивающий перевозки через сервисы совместных поездок, но в феврале Совет при Президенте по кодификации и совершенствованию законодательства отправил его на доработку. Члены совета отметили, что авторы документы стремятся вместо защиты прав водителя и пассажира поставить под жесткий госконтроль повседневные отношения по перевозке, которые уже в достаточной степени урегулированы нормами гражданского права.
Запрет перевозчику свободно определять стоимость поездки и обсуждать ее с попутчиком нарушает принцип свободы договора, отметили в совете. Там выступили против ограничения количества поездок одного и того же водителя и не увидели необходимости в запрете на перевозки другими транспортными средствами, кроме как легковыми авто.