Как российской косметике выстоять в условиях санкций и расширить рынок?

Из России уходят известные косметические бренды, рвутся цепочки поставок, а список европейских компонентов, разрешенных к ввозу в Россию, с каждым днем все короче. Столкнулись с этим в первую очередь поставщики. Рассказывает представитель европейского поставщика косметики «Корнелиус Рус» Татьяна:

Как российской косметике выстоять в условиях санкций и расширить рынок?
© BFM.RU

«Проблема сейчас — это санкции на конкретные продукты, а не на компании. Это в настоящее время является основной проблемой и риском для бизнеса. Потому что если европейская компания держит толерантную позицию и мы можем получать от них сырье, то если вводятся санкции на конкретный продукт, то вариантов уже нет. Мы, в частности, потеряли приличный список сырья из своего портфолио именно по этой причине. Потому что ввозить никак это нельзя. То есть даже через третьи страны, если только теми путями, которыми мы не работаем. Если говорить о нашем списке сырья, в последний список санкций попали биоразлагаемые глиттеры — это блестки, которые вводятся в гели, лосьоны, что было хорошим продуктом и имело спрос. Потом ихтиол, не медицинский, а для косметики. То есть мы живем сейчас, можно сказать, одним днем».

В таких условиях российским производителям приходится чуть ли не ежедневно менять рецептуру продукта, искать альтернативы. Один из выходов — сделать акцент на натуральном местном производстве, и это не только следование тренду на экологичность, а ингредиенты буквально лежат под ногами. В стране появились кремы с экстрактом водорослей Белого моря, косметика на основе горных цветов Красной Поляны и голубой алтайской глины. Остается разобраться с упаковкой, частично все же удалось найти хорошую замену западной таре, хоть и не сразу. Говорит руководитель по работе с сетями компании «Ми Ко» Наталья Малахова:

Наталья Малахова руководитель по работе с сетями компании «Ми Ко» «Компания полностью экологическая, то есть у нас не просто какая-то упаковка, она у нас должна быть именно перерабатываемая. Стекло должно быть определенное, тоже без материалов, поэтому у нас есть определенные требования. Видите, у нас и бумажные пакеты, флаконы на пузырьках из перерабатываемого пластика. Поэтому в этом плане тяжелее было что-то найти, сейчас нашли других производителей. Были сбои, особенно если вначале брали флаконы в Италии, мы сейчас перестроились, нашли неплохого российского производителя тех же упаковок. Намного дешевле, и качество хорошее. Да, это заняло время, мы искали два-три месяца».

Больше 400 участников рынка косметики и парфюмерии встретились на международной выставке InSharmExpo в Москве, чтобы обсудить, как развиваться российским брендам. Минпромторг выделил отрасли с начала года 700 млн рублей, шесть производителей получили субсидии на рекламу на федеральном ТВ. Новые бренды тоже есть, теперь задача — познакомить их с покупателем. Многие компании на выставке пока представлены только в маркетплейсах. Что поможет их товару оказаться на полках магазинов? Отвечает председатель оргкомитета выставки InSharmExpo Анна Дычева:

Анна Дычева председатель оргкомитета выставки InSharmExpo «Понятно, что у сетей с марта повышенный интерес именно к российским различным косметическим новинкам. Но нужно понимать, что сети хотят работать с компаниями с уникальным торговым предложением, у которых хорошо продуманный маркетинг и которые уже немного известны российскому потребителю. Поэтому мы надеемся, что субсидия на телевизионную рекламу поможет, и различные такого рода мероприятия, как наше, тоже повышают осведомленность о бренде, и тем самым, я думаю, что мы все больше и больше будем видеть российскую продукцию на полках крупных федеральных сетей. На нашей выставке мы делаем очень много для того, чтобы как раз сократить путь. Поэтому мы организовываем встречи представителей розничных сетей с российскими компаниями, помогаем, организовываем такие переговоры, в том числе на выставке. Многие представители розничных сетей и приходят на выставку, чтобы познакомиться с брендами».

Косметическая отрасль еще не стала полностью российской: с местными компаниями работают китайские производства, турецкие поставщики. Да и европейские ингредиенты пока находят себе дорогу в российские кремы и гели для душа. Хотя производство в России, по оценкам экспертов, за первые шесть месяцев 2022 года и выросло на 3%, отечественной косметике еще только предстоит найти своего покупателя.