Россия не может экспортировать уголь из-за проблем в логистике

Глава Кемеровской области Сергей Цивилев сообщил в письме к премьеру Михаилу Мишустину, что в Кузбассе на середину октября простаивало 12 тысяч вагонов, в которых больше 800 тысяч тонн угля. По словам Цивилева, 500 вагонов стоят еще с сентября. В РЖД это отрицают.

Россия не может экспортировать уголь из-за проблем в логистике
© BFM.RU

Весь объем грузов уже принят к перевозке в восточном направлении РЖД, но «физически не отправлен со станций погрузки Кузбасса», указано в документе. В итоге подъездные пути угледобывающих компаний блокированы, сырье невозможно отгрузить ни на Восток, ни на Запад. Ситуация осложняется наступлением зимы. Если уголь замерзнет, потребители могут отказаться его покупать.

Главная причина этой ситуации — европейское эмбарго на российский уголь, которое вступило в силу 10 августа. Страны Евросоюза традиционно были крупнейшими покупателями на этом рынке — на них приходилось больше 20% от общих поставок за рубеж. Российским компаниям пришлось перенаправлять продукцию на Восток.

В результате в августе поставки угля в Китай выросли почти на 60%, а поставки в Индию за первые девять месяцев этого года утроились. Но уже в сентябре потоки угля в эти страны ощутимо сократились, на почти 19% и 12% соответственно. Дело в том, что восточное направление после введения западных санкций оказалось перегружено не только углем, но и другими товарами. Плотность загрузки Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей стала запредельной. А расширение их пропускной способности происходит не так быстро и отстает от плана, говорят эксперты. В итоге вывезти уголь на Восток не получается. Так как на подъездных путях к угольным предприятиям образовалась пробка, проблемы появились и на западном направлении. Грузоотправители не могут принять порожние вагоны. При этом именно через западные порты уголь вывозится в Индию, Турцию и Марокко. На высокую загрузку восточных путей влияет и разница в цене на рынках, объясняет журналист Кузбасской экономической газеты «Авант-партнер» Игорь Лавренков.

Игорь Лавренков журналист Кузбасской экономической газеты «Авант-партнер» «Для российского угля складывается очень большой ценовой разрыв между ценами в портах в западном направлении — это Черное и Балтийское море и еще Мурманск — и между портами Дальнего Востока. В портах Дальнего Востока уголь можно продать, условно, за 170-190 долларов за тонну, а в портах Черного моря предлагается менее чем за 100. Влияет, конечно, европейское эмбарго. А уголь, как горшочек: горшочек варит — каша едет. Уголь в наличии».

После европейского эмбарго угольщики, предвидя проблемы со сбытом, начали сокращать производство. Например, в Кузбассе, крупнейшем российском угледобывающем регионе, за первые девять месяцев этого года сырья добыли почти на 10% меньше в сравнении год к году. Видимо, этот тренд продолжится, говорят участники рынка. Это поможет разгрузить железную дорогу, к тому же ситуация становится критической из-за наступления зимы. Уголь портится. Продолжит директор направления металлургии и транспорта в группе корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

— Какая разница, где он будет замораживаться: где-нибудь в Кузбассе или в портах Дальнего Востока? Поэтому логичнее, наверное, снизить добычу. Холода и какие-то застои на железных дорогах негативно сказываются, потому что уголь съеживается, замерзает и нужны потом какие-то агрегаты по его разморозке, что, возможно, ухудшает качество и физические свойства угля. Покупатели в дальнейшем могут отказываться от него.

— Паромы не перегрузить, не перевести?

— Почему? Наверное, нужно в какие-то ангары поставить, чтобы он разморозился, чтобы потом его пересыпать.

Подобные ситуации с углем возникали и раньше, но сейчас проблема намного большего масштаба. Более того, Кузбасс является транзитным регионом, и скопившиеся поезда с углем блокируют движение всех видов грузов других отраслей российской экономики.