В порту Новороссийска запускают паромную переправу для грузовиков в Турцию

По данным международной биржи грузоперевозок ATI.SU, в годовом выражении число заявок на доставку грузов в Турцию и обратно выросло почти на 150%. Бум пришелся на апрель-май, когда ЕС ввел запрет на въезд российских перевозчиков на свою территорию. Турция к этому моменту стала одним из крупнейших хабов параллельного импорта.

В порту Новороссийска запускают паромную переправу для грузовиков в Турцию
© BFM.RU

Автомобилем можно возить грузы через известный КПП «Верхний Ларс». Можно также ехать через Грузию, Азербайджан и российский Дагестан — крюк составит около 1000 километров, зато не надо будет стоять несколько дней. Можно отправить груз контейнером по морю, но очередь на перегрузку тоже порой занимает неделю, а то и больше.

Поэтому с 5 ноября из Новороссийска запустят паром для перевозки автопоездов — грузовиков с двумя и более прицепами. Ожидается, что к концу месяца он начнет ходить дважды в неделю. Как рассказал Business FM сотрудник компании «Альберани логистикс», которая специализируется на грузоперевозках в Турцию, у российских владельцев парома на этом маршруте более грандиозные планы. Но пока все силы брошены на крымскую переправу:

— Как я общался с людьми, в планах было запустить один до конца года, а как там получится — неизвестно, ситуация по-разному [складывается]. А вообще, в планах у них до четырех паромов запустить, в принципе больше и не нужно для этого направления. Оборот раза в два-три увеличился. Вы сами понимаете, что российский транспорт сейчас не пускают в Европу. Многие компании, имея в собственности транспорт, куда деваются, особенно лизинговые? Канал этот есть, все туда ринулись.

— Насколько эти паромные перевозки облегчат жизнь?

— Они увеличат скорость перемещения. Они, конечно, небольшие. Из Новороссийска идут паромом, если не ошибаюсь, до 100 машин. Должен был паром прийти еще из Петербурга, он раньше ходил в Калининград. Но сейчас все находятся в Крыму.

Между Россией и Турцией уже есть паромы для перевозки автомобилей, но принадлежат они турецким компаниям — ходят в порты Кавказ и Темрюк, которые значительно меньше новороссийского. Да и цена составляет 2-3 тысячи долларов с фуры.

Скоро зима. Узкую горную дорогу в районе «Верхнего Ларса» в это время часто перекрывают. Но не опасно ли сейчас из-за погоды открывать паромное сообщение в Черном море? Комментирует коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский:

Кирилл Латинский коммерческий директор SOTA Logistic «Перевозки грузов по морю в 99% случаев застрахованы. Если вообще проанализировать крушения, которые могут происходить при перевозке грузов по морю и при автомобильных перевозках, то, безусловно, автомобильные перевозки более рискованные. Турция — это сейчас крупнейший хаб для России. Сейчас, когда в турецких портах возникают серьезные заторы и грузы неделями могут простаивать в ожидании отправки в Россию, скорее всего, сократятся ввиду этого [события] сроки доставки грузов. Я надеюсь, что снизятся тарифы ввиду повышения конкуренции и паромные переправы будут самым дешевым вариантом, причем как перевозка контейнером, так и перевозка автопоездом. Потому что варианты могут быть разные. Если мы говорим про грузы турецкого происхождения, безусловно, перевозка автопоездом будет очень выгодна: автопоезд приезжает на погрузку к какому-либо турецкому поставщику, дальше без перегрузки заезжает на паром и съезжает в Новороссийске. А если мы говорим о транзитных грузах, которые следуют в Россию через территорию Турции, они могут приехать на автопоезде, могут прибыть контейнером, предположим, если это грузы, которые из США приходят в Турцию».

По итогам этого года товарооборот между Турцией и Россией может достичь 60 млрд долларов. Кроме товаров из списка параллельного импорта сейчас выросли поставки турецкой одежды. А турецкие овощи и фрукты всегда возили к нам в больших объемах. По данным экспертов, перевозка морем в два раза быстрее и примерно на 25% дешевле. А все это отразится на конечной цене.