Аграрная неделя-2022: Технологии на страже интересов аграриев

- Анатолий Иванович, подведите предварительные итоги уборочной.

Аграрная неделя-2022: Технологии на страже интересов аграриев
© Bfm.ru Новосибирск

- Мы добились хороших показателей, выросли по сравнению с прошлым годом. Намолотили 11 тысяч тонн пшеницы, у нас хороший урожай льна. И это несмотря на то, что лето встретили в затянувшейся засухе. Первый продуктивный дождь прошёл в середине июля. И всё же добились больше 20 центнеров с гектара. Спасибо удобрениям! Хорошо себя показали европейские сорта зерновых – мы покупали два сорта пшеницы и два сорта ячменя. Ячмень дал больше 40 центнеров с гектара. На следующий год засеем им большие площади. Впрочем, мы не сидим на монокультуре – сеем всё. И рожь, и пшеницу, и ячмень, и овёс, и гречиху, и лён, и горох. У нас в обработке находится порядка 5.5 тысяч га, большинство занято зерновыми, остальные – кормовыми.

Мы поддерживаем технологии по выращиванию молодняка КРС, серьёзно относимся к племенной и селекционной работе – ставим на чёрно-пеструю породу. В течение многих лет нам удаётся удерживать стабильное поголовье фуражных коров. В этом году наши животноводы получили валовой надой молока более 5.5 тысяч килограмм на одну фуражную корову.

- На слуху и ваши инвестиционные проекты!

- В этом году мы заменили зерноочистительное оборудование, приобрели новую сушилку, построили большой гараж для ремонта техники стоимостью 15 млн рублей. Сама жизнь заставляет расширяться. Техника становится всё больше и мощнее. В нашем автопарке 50 тракторов, 40 машин, предназначенных для сельхознужд, 11 кормоуборочных комбайнов. Зимой будем ремонтироваться с комфортом. Единовременно в гараже сможем поставить до четырёх единиц «тяжёлой» сельхозтехники. Там же сможем разместить на зимнюю стоянку ещё шесть единиц крупной техники. До сегодняшнего дня отправляли машины на ремонт в цеха Сузуна. С вводом в эксплуатацию нашего гаража будем чинить технику здесь. Конечно, у нас и раньше была своя мастерская по ремонту сельхозтехники, но её мощностей не хватало для реставрации крупногабаритных машин.

Ежегодно мы приобретаем новые трактора и комбайны, удобрения. В этом году вынашиваем планы купить установку для внесения жидких удобрений. Мы ставим на внедрение интенсивной технологии выращивания зерновых культур, развитие кормопроизводства, широкое применение средств химизации. Развиваемся в союзе с наукой, это позволяет добиваться стабильно высоких результатов.

- В этом году особенно остро встал вопрос с хранением урожая. Вы хорошо подготовились, у вас запущено несколько крупных складских помещений!

- Да, складов мы понастроили. Но этот год показал, что с увеличением количества сортов и с ростом урожая их всё равно не хватает. Обычно ранние культуры – озимые рожь или пшеницу – мы сразу продавали, освобождали склады под другие культуры вроде гречки. В этом году мы не продали ещё ни одного килограмма – цены держатся значительно ниже себестоимости. А, следовательно, и складские мощности у нас заняты. Вынуждены освободить животноводческий двор, засыпать зерно туда.

- Сегодня в Сузунском районе нет своего элеватора?

- Раньше был, сейчас не работает – ни в Сузунском, ни в Черепановском. Когда наступает осень, мы не интересны зернотрейдерам – они первым делом обращаются в ближние к Новосибирску хозяйства. Мы далеко, логистика сжирает непозволительно много. Конечно, я мог бы отправить свой урожай на хранение на Евсинский элеватор, но с учётом транспортных расходов и платы за хранение это будет для нас убыточным делом. Поэтому всё храним дома.

- Когда ждёте улучшения ситуации?

- Раньше хорошая реализация зерновых начиналась в декабре-январе. В этом году – в связи с рекордным урожаем и сложной международной обстановкой – трудно загадывать.

- У вас стабильное положение с техникой и запчастями. Вы в основном используете комбайны и трактора российского производства?

- Да, в технике мы уверены. Импорта немного. Конечно, остаются сложности с ремонтом и поставками запчастей даже для российской техники. В первую очередь, это связано с гидравликой и электроникой. Но это решаемые задачи. Сложнее с людьми. Их нам категорически не хватает. Как-то на отчётном собрании я сказал, что нам пока есть с кем, есть где, есть на что работать и развиваться, но сложно планировать далёкое будущее, когда в списочном составе предприятия нет ни одного 20-летнего. Город поглощает всё. Конечно, есть Программа развития сельских территорий, только на деле она развивает районные центры, а не сельские территории. Специалисты уезжают из деревни – тут жить тяжелее, менее комфортно. А тем, кто остается, не хватает мотивации. Многие готовы бездельничать, довольствуясь социальными выплатами на детей и стариков.

- Вы уже начали перестраивать технологические процессы под «человекоэкономные» технологии?

- Да, мы меняем технологию в полеводстве – приобретаем энергонасыщенные трактора и высокопроизводительную технику. Так мы сможем справиться с уменьшением количества механизаторов.

Сильнее всего страдает животноводство. И мы будем вынуждены сокращать поголовье только из-за того, что нам не с кем работать. Два года прошу у профильных банков кредит на достройку животноводческого комплекса – не дают. Но я всё равно продолжу строительство на собственные средства. Чтобы сохранить животноводство мне нужно срочно изменить технологию – увеличить нагрузку на одного работника. Когда запустим этот комплекс на 600 голов, у меня в нём будет работать пять доярок вместо пятнадцати. Сегодня общее поголовье в хозяйстве 2.5 тысячи голов, в том числе дойных – 880 голов. А это не только предмет гордости, но и большая ответственность.