«Нам отступать некуда». Как саратовский спасатель стал министром в Херсоне за два дня до отвода войск

Как пишет «Псковское агентство информации», молодой чиновник пообещал, что «опыт работы в Псковской области будет реализовываться в полной мере при организации и работе внутриполитического блока Херсонской области».

«Нам отступать некуда». Как саратовский спасатель стал министром в Херсоне за два дня до отвода войск
© Свободные новости

В марте 2022 года Дмитриев написал жалобу в полицию из-за критического поста о работе губернатора Михаила Ведерникова, опубликованного в анонимном Telegram-канале. Полицейские провели обыски у независимых псковских журналистов и политиков. Сотрудники редакции «Псковской губернии» (сайт издания заблокирован по решению Роскомнадзора) и журналистка Светлана Прокопьева уехали из России.

Selfmademan с трудной судьбой

В Саратове Сергей Дмитриев работал в областной службе спасения и занимался волонтерством в разных сферах. Представитель благородной профессии, не отказывавший журналистам в просьбах сообщить дополнительную информацию о резонансных ЧП, был любимцем региональной прессы. Сергей охотно рассказывал о своем трудном детстве.

«Отца убили, когда мне было 11 лет. Матери тоже вскоре не стало, – говорил Дмитриев в большом интервью ИА «Версия-Саратов». – Сперва я год проучился в кадетском училище, но там можно находиться лишь тем, у кого есть хотя бы один опекун. Так я оказался в интернате № 2 на СХИ. Начал попивать, покуривать. В шестом классе, меня, как и многих моих товарищей, считали безнадежным, неисправимым».

Сергей Дмитриев, 2012 год.Фото vk.com/dmitriev__ss

Интернатом руководила Марина Радаева. Позже она стала директором школы №56 и прославилась странным поведением на избирательном участке во время выборов губернатора и депутатов областной думы 2017 года. По воспоминаниям Дмитриева, обстановка в интернате была ужасной. «В окнах кое-где не было стекол, в комнате, где я жил, окно было заколочено фанерой. Многие нюхали клей, воровали, пацаны ездили просить милостыню в центр города. Деньги тратили на выпивку и сигареты».

Саратовские СМИ 2000-х писали об этом так: «Интернат № 2 – самый крупный в городе, он и является основным поставщиком уличных бродяжек. Директор интерната Марина Радаева считает, что бороться с этим при нынешних возможностях нереально. На каждого воспитателя приходится по 20 трудных подростков, двери интерната всегда открыты, ведь это не закрытое учреждение, из методов воспитания доступны только вербальные – беседы и увещевания», – рассказывала газета «Богатей»в ноябре 2004 года.

На тот момент здание интерната №2 не ремонтировалось с 1957 года. Учебное заведение выглядело так: «Штукатурка падает, обои отклеиваются, двери перекошены. На шесть-семь кроватей приходится одна тумбочка, не хватает стульев. Работают только пять душевых кабин. Мыться разрешают раз в неделю. В столовой дети едят в три смены».

В то время в областном центре работали три школы-интерната. Зимой 2005-го городские власти начали оптимизацию. 128 воспитанников из интерната №3, находившегося в Солнечном, решили переселить в интернат №2, где жили 174 ребенка.

Сироты из интерната №3 протестовали против объединения. Около 40 подростков даже вышли на пикет перед мэрией. Сейчас это трудно представить, но милиция, еще не переименованная в полицию, никого не разгоняла.

«Педагоги уговорили пикетчиков еще раз проехать на будущее место жительства. По словам воспитанников, после ознакомительной экскурсии на них набросились ученики интерната №2, вооруженные бутылками, лопатами, камнями и топором. Подростки выбили стекла в школьном автобусе, избили водителя и одну из девочек (она находится в больнице). Досталось и взрослым – заместителям директора интерната №3. «Все эти события происходили на глазах начальника и специалистов отдела образования Ленинского района и сотрудника городского комитета по образованию. Они просто бросили нас, сели в свои автомобили и уехали», – пишут пострадавшие в заявлении в прокуратуру», – рассказывала саратовская газета «Толк» в мае 2005-го.

Сергей Дмитриев, 2012 год. Фотоvk.com/dmitriev__ss

Городская прокуратура подготовила четыре постановления о возбуждении административного производства и направила мэру Саратова представление о привлечении чиновников к дисциплинарной ответственности. Тем не менее, интернаты объединили.

Как вспоминал Сергей Дмитриев в интервью «Версии-Саратов», после смены руководства интерната в здании сделали ремонт, открыли спортивные секции. Подросток занялся французским боксом и кикбоксингом.

Благотворительная помощь сиротам вошла в моду. «К нам в интернат постоянно приезжали «звезды», знаешь, сколько у меня фоток со знаменитостями есть?

Третьяк и сейчас меня знает, он курировал наш интернат. Мы ездили за границу, я был в Швеции, Болгарии. Предлагали остаться, выучиться в Швеции на пожарного, но я не захотел. Мне там реально понравилось – архитектура, общение, люди.

Но одно дело – приехать посмотреть, а другое дело – остаться на ПМЖ. Ну не мое это, не чувствую себя дома», – рассказывал Сергей корреспонденту «Версии».

После армии выпускник вернулся в интернат воспитателем. «Я знал каждую дырку в заборе. Даже на выпускной у меня почти никто не напился. Жесткость в воспитании нужна, без нее в этой среде никуда. В работе с таким контингентом нужна армейская дисциплина, коллективная ответственность за проступки».

По словам Сергея, тяжелый опыт «очень помогает в карьере. Домашние ребята всегда знают, что у них есть надежный тыл. А нам отступать некуда. Я освоил семь специальностей – сварщик, альпинист, водолаз...».

Сергей Дмитриев, 2013 год. Фотоvk.com/dmitriev__ss

Везде поспел

Дмитриев с красным дипломом закончил колледж имени Гагарина по специальности «Пожарная безопасность». Поступил в аграрный университет. Со студенческим отрядом в 2013 году отправился в зону наводнения в Комсомольск-на-Амуре. Саратовцы строили дамбы, чтобы защитить город от вышедшей из берегов реки.

Напомним, что дальневосточное наводнение 2013-го считается самым масштабным за 115 лет наблюдений. Пострадали 126 сел и городов. Были затоплены жилые дома 36,3 тысячи человек. Экологи называли причинами наводнения аномальные ливневые дожди, вызванные потеплением климата, и бесконтрольную вырубку лесов.

В Саратове Дмитриев организовал региональное отделение «Союза добровольцев России». Как молодой человек объяснял «Газете недели», в «Молодую гвардию» вступать не стал, потому что не терпит чужого лидерства.

Сергей Дмитриев, 2015 год. Фотоvk.com/dmitriev__ss

В 2014 году активист участвовал в кампании по защите детского дома №2. Этот детдом считался одним из самых благоустроенных региональных учреждений для сирот. Еще в конце 1990-х личное шефство над ним взял первый саратовский губернатор Дмитрий Аяцков. Воспитанники называли его «папой». В материальном плане здесь было всё, о чем другие учреждения системы могли только мечтать. Детдом №2 активно работал с иностранными усыновителями. Многие его воспитанники уехали за границу и выросли в благополучных семьях.

После принятия «закона подлецов», вводившего запрет на усыновление российских сирот гражданами США и ограничения для европейцев, отечественные власти всеми силами пытались показать, что Россия сама справится с проблемой. По сведениям телеканала «Дождь»*, основными авторами закона были Вячеслав Володин и Ольга Баталина. Понятно, что именно в Саратове сиротский вопрос следовало решить окончательно. Последний в городе детский дом №2 закрыли, а сирот отправили в аналогичные учреждения в отдаленные районы.

«Нельзя отдавать детей из благополучного детского дома в неизвестные интернаты. Нельзя забывать о дедовщине, которая при слиянии детских домов неизбежна», – говорил Сергей Дмитриев. Молодой общественник участвовал в посвященном проблеме круглом столе, организованном в саратовской приемной Михаила Прохорова, и в митинге, заявленном гражданским активистом Сергеем Окуневым.

Летом 2014-го Дмитриев возил гуманитарную помощь в Донецк и Луганск. Фотографии из поездок молодой человек выкладывал в своих соцсетях. Любовь к совместным снимкам со знаменитостями привела к скандалу: издание «Донецкая правда» обвинила волонтера в тесных связях с военными деятелями ЛДНР и убийствах. После возражений со стороны саратовца издание смягчило формулировки, предположив, что «Дмитриев содействовал тем, кто людей убивал».

В 2015 году саратовский «Союз добровольцев» собирал гуманитарную помощь для Сирии. Молодой активист участвовал практически во всех громких общественных кампаниях регионального уровня – критиковал некачественное жилье, выстроенное для выпускников сиротских учреждений, защищал Кумысную поляну и ёлки в Мирном переулке, требовал сделать недоступными для подростков опасные заброшки, боролся с нелегальной продажей алкоголя, с автохамами, нечистоплотными автостраховщиками, эвакуаторщиками, коллекторами и т.д.

Саратовец успешно повышал личную узнаваемость. Снимался в реалити-шоу «Охота» телеканала НТВ – в качестве сыщика вычислял и ловил спрятавшихся в разных городах участников-беглецов. Участвовал в саратовском аукционе свиданий, в рамках которого местные звезды – например, силач Вячеслав Максюта и телеведущая Ляман Мамедова – продавали встречи с собой. Вырученные деньги обещали направить на помощь бездомным животным.

У Сергея Дмитриева много наград: от ведомственных почетных знаков МЧС до звания «Мужчина года», присвоенного порталом Woman's day, и фотографии на доске почета Октябрьского района Саратова.

Не взяли в команду

С 2015 года Дмитриев был членом городской Общественной палаты. Весной 2016-го подал документы для участия в праймериз «Единой России» перед выборами в Госдуму. «Хочу работать в сильнейшей команде нашей страны», – пояснил молодой человек.

Главным мотивом его предвыборной кампании стала необходимость омоложения кадров в партии. «Можно поставить галочку возле раскрученной фамилии и лица, глядящего со всех билбордов. А можно - за молодёжь, проверенную делом», – говорил он на агитационных встречах.

Во время дебатов Сергей вступил в полемику с членами «Молодой гвардии». «Я простой спасатель, учился в интернате, нет у меня родителей. Мне приходится рисковать жизнью ради спасения людей, попадающих в чрезвычайные ситуации по вине тех, кто берет взятки. Машины попадают в ямы. Управляющая компания вовремя не почистила вентиляцию – семья задохнулась угарным газом. Что это такое? Кто нам нужен? Мы будем выбирать белых воротничков с розовыми ручками или нормальных мужиков?» – спросил Дмитриев и ударил кулаком по трибуне. Как он позже объяснял журналистам, «трибуна оказалась хлипкой» и затряслась так, что стоявший на ней стеклянный стакан упал на пол и разбился. Не слушая оппонентов, кандидат покинул зал дебатов.

Накануне праймериз Дмитриев неожиданно снял свою кандидатуру. На следующий день он разместил видеообращение, в котором заявил о давлении со стороны функционеров «Единой России».

«В пятницу в 18.00 мне позвонили, пригласили в партию и заставили написать заявление по собственному желанию. Экс-вице-губернатор Саратовской области Фадеев Денис Владиславович достал бумагу, в которой было написано, что не рекомендуется участие Дмитриева Сергея в предварительном голосовании, за подписью прокурора Саратовской области Степанова.

Я понимаю, что этот документ - фальсификация, но у людей не хватило времени, чтобы его проверить. Меня поставили в жесткие рамки, пригрозив, что иначе меня уберут за дискредитацию партии.

Я знаю, что за мной ничего нет. Я знаю, что эти интересы преследуют отдельные личности для того, чтобы обогатиться, – это Роман Викторович Грибов (на тот момент – член политсовета региональной ЕР, сейчас – зампред областного правительства, – авт.) и Денис Владиславович Фадеев», – говорилось в ролике.

Как пояснил Дмитриев журналистам, он знал, что «чист перед законом», но подписал заявление, «дабы не подставлять людей, не подставлять партию. Люди очень просили, и до того, как я подписал, уже всем сказали, что меня сняли по собственному желанию».

ИА «Версия-Саратов» обратилось в областную прокуратуру с официальным запросом, в котором попросило разъяснить, что это было за письмо. Через месяц после праймериз и.о. прокурора области Вячеслав Симшин сообщил, что «интересующие вас письма за период с 2014 года по настоящее время не подписывались. Кроме того, мне не известно о наличии такого документа».

В 2017-м Дмитриев снова участвовал в праймериз перед выборами в областную думу и вошел в партийный список по Заводскому одномандатному округу №3 (традиционно это территория КПРФ, сейчас депутатом от этого округа работает Владимир Есипов). Областная избирательная комиссия исключила кандидата, так как он не представил никаких документов. Как объяснил Сергей журналистам «Взгляд-инфо», он «не имел физической возможности подать документы», так как уехал на Сахалин собирать материалы для диссертации по политологии.

В людях

Как давно заведено в Саратовской области, не пригодившийся на родине молодой политик отправился строить карьеру за пределы региона (напомним, что 20 лет назад примерно таким же образом уехал покорять Москву Вячеслав Володин, оказавшийся лишним в команде губернатора Аяцкова).

Осенью 2018 года Сергей Дмитриев был назначен и.о. руководителя аппарата администрации Псковской области, где традиционно сильно влияние генсека «Единой России» Андрея Турчака.

Как предполагала «Псковская губерния»(сайт издания заблокирован по решению Роскомнадзора), о назначении похлопотала руководитель всероссийского «Союза добровольцев», депутат Госдумы Яна Лантратова.

В Пскове отношения медиа к новоиспеченному чиновнику оказались не таким доброжелательным, каким было в Саратове. Например, социолог Александра Архипова высмеяластатью Дмитриева, посвященную анализу протестов января 2021 года. В тексте Дмитриев употребляет слово «скрепа» в мужском роде: «Лозунг освобождения Навального не стал объединяющим для различных групп, поддерживавших протестные идеи (...) Полагаем, что организаторы не смогли сформулировать объединяющий идеологический скреп». Для борьбы с идеями Навального Дмитриев предложил четыре стратегии: «Формирование альтернативной протестной повестки; - педалирование темы отношения протестных групп к победе в Великой Отечественной войне, присоединению Крыма, Курильским островам; - обозначение реального риска возврата в 1990-е гг.; - демонстрация негативных итогов революций в государствах арабского мира и постсоветского пространства».

«Сергей Дмитриев появился в Псковской области вместе с группой политтехнологов Александра Серавина в 2018 году на выборах губернатора Псковской области. Он отвечал за полевые исследования во время выборов. После выборов губернатора, которые выиграл ставленник Кремля Михаил Ведерников, Дмитриев неожиданно для многих стал руководителем аппарата губернатора. Ситуация была особо удивительной, потому что как раз после выборов Ведерников провел реформу управления, после которой роль аппарата заметно выросла. Уровень зарплат руководителей подразделений аппарата также стал заметно выше. Насколько я знаю, у того же Дмитриева зарплата составляла, в среднем, 500-600 тысяч рублей в месяц, и это при средней зарплате в регионе в 35 тысяч рублей» – рассказал «Свободным» главный редактор «Псковской губернии» Денис Камалягин**.

Как указано на сайте администрации Псковской области, в 2020 году руководитель аппарата задекларировал доход в 7,4 миллиона рублей – то есть 621,2 тысячи рублей в месяц. В собственности у него были квартира площадью 30,7 квадратных метров и автомобиль Kia сeed, в пользовании – квартира площадью 74,7 квадратных метра. За 2021 год Дмитриев заработал уже 9,1 миллиона – это 765,7 тысячи рублей в месяц. Чиновник приобрел квартиру площадью 43,7 квадратных метра и автомобиль БМВ X2. В пользовании у него появился земельный участок площадью 1500 квадратных метров.

«Возможно, Дмитриеву вскружил голову не только уровень доходов, но и статус, который на него неожиданно и, по-моему, очевидно неоправданно свалился, – продолжает Камалягин**. – Дмитриев действительно во многом отвечал за кадровую политику в администрации, но назвать его куратором внутренней политики Псковской области будет неправильно. Формально куратором оставался политтехнолог Серавин и помощники губернатора по пропаганде. Главной задачей внутренней политики этого времени стало включение районных СМИ в состав областного медиахолдинга и «укрощение» местной партии «Яблоко», после чего заниматься взаимоотношениями между регионом, районами и оппозицией, стало бессмысленно: внутренней политики в регионе не стало.

Скорее всего, резкая центростремительная карьера Сергея вынудила его выполнять все спорные приказы администрации области. Он не только писал доносы на оппозицию и журналистов, но и курировал, в частности, весьма спорный благотворительный фонд княгини Ольги, в который неизвестно откуда поступали сотни миллионов рублей. Куда они тратились, чиновники нам упорно не хотели отвечать».

Как полагает журналист, «возможно, это действительно трагедия многих людей, которых перед *** (СВО) перемолола система: резко возвысила тех, кто был готов поддерживать действующую власть и выполнять ради этого почти любые задачи. Он хотел успеха и, как он, наверное, считает, его добился. Но для этого пришлось стать, как говорится, «первым учеником».

В марте руководитель аппарата Дмитриев написал в полицию заявление с просьбой привлечь к ответственности авторов анонимного телеграм-канала «Гремячая башня», критиковавших псковского губернатора Михаила Ведерникова. Дмитриев увидел в посте признаки клеветы (статья 128.1 УК РФ) и ложную информацию о действиях российской армии (статья 207.3 УК РФ).

Рано утром 18 марта бойцы ОМОН выбили дверь в доме журналистки Светланы Прокопьевой, положили женщину лицом в пол, надели наручники и увезли на допрос. Выяснилось, что она проходит по уголовному делу свидетельницей.

В то же утро прошли обыски у члена «Яблока» Льва Шлосберга, муниципального депутата Николая Кузьмина, у пожилых родителей Дениса Камалягина**и библиотекаря Екатерины Новиковой. В редакции «Псковской губернии» изъяли всю технику. После обысков журналисты эмигрировали.

Как заявил изданию «Север.Реалии»*** адвокат Владимир Данилов, представляющий интересы журналистов, «достаточных данных для обыска у полиции не было»: «Центр "Э" просто предоставил черный список журналистов, политиков и активистов, которые у них проходят как "несогласные с государственным мнением". По этому списку и пошли, руководствуясь логикой в стиле "у них же есть телефоны и компьютеры, значит, они могли публиковать посты". Мы считаем, что проведенные обыски были направлены только на то, чтобы оказать физическое и психологическое воздействие, нанести материальный ущерб, лишить компьютеров и телефонов».

Осенью Сергей Дмитриев оставил пост главного аппаратчика в псковской администрации и стал министром внутренней политики Херсонской области. О назначении стало известно 7 ноября. КакотмечаетBBC(сайт издания заблокирован по решению Роскомнадзора), в этот день отплыл последний теплоход, эвакуировавший жителей Херсона на левый берег Днепра.

Российское руководство региона, по сведениям издания, уехало из города еще в конце октября.

*«Дождь» - внесен минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции «иностранного агента»

**Денис Калямагин внесен минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

*** Издание «Север. Реалии» внесено минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента