Минпромторг: темпы судостроения могут привести к дефициту металла
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев, в свою очередь, отметил, что такой бурный рост не является нашим мгновенным ответом на санкции. Да, они вынудили нас ускорить темпы развития кораблестроения, но фундамент для этого был заложен в решениях о государственной поддержке судоходства, принятых еще в 2016 году. Тогда началась массовая модернизация верфей и строительство новых, таких как сверхсовременная «Звезда».
Одним из результатов решений 2016 года стало то, что ледоколы для Северного морского пути (СМП) стали уходить с судостроительных верфей ежегодно. В 2020 году – «Арктика», в 2021-м – «Сибирь», в 2022-м – «Урал» и «Якутия», на очереди – «Чукотка». С 2024 года навигация по этому маршруту будет круглогодичной на всей его протяженности. Для этого достаточно тех 7 атомоходов, которые есть в нашем распоряжении. А для того, чтобы сократить дистанцию между ледоколами на СМП с 500 до 200 миль, что планируется осуществить до 2030 года, потребуется построить еще 6 ледоколов. Об этом рассказал специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Планы развития самой холодной водной артерии масштабны: повысить грузопоток с 33 млн т в 2022 году до 238 млн т в 2035-м. Для этого уже началось строительство 35 крупнотоннажных судов ледового класса. Правда, до сих пор не решена проблема начинки: какой двигатель и турбину на них ставить. Отечественных пока нет, зарубежные нам не продают. Так или иначе, сейчас в распоряжении России – 45 арктических тяжеловесов, а нужно 132 судна.
В строительство флота и портовой инфраструктуры для Севморпути планируется инвестировать до 2035 года 1,8 трлн руб.
Вторая по тоннажу, но не по важности задача – увеличение мощности международного транспортного коридора Север – Юг на участке Великого Волжского пути. Сегодня его пропускная способность – 14 млн т, но она не используется полностью. К 2030 году предполагается пропускать уже 28 млн т. Как рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, для этого уже к концу 2023-го канал Волга – Каспий на всей его протяженности будет углублен до как минимум 4,5 м, что позволит проходить крупнотоннажным судам. До 2030 года в портах Астрахань и Оля построят 12 новых грузовых терминалов, один из которых (в порту Оля) будет специализирован под контейнерные перевозки. В пересчете на вес этот терминал добавит порту 3,3 млн т в 2024 году и 10 млн т в год – к 2030-му, а если считать в ТEU, то контейнерооборот Волги увеличится только благодаря порту Оля в несколько сотен раз. Специально для него при поддержке Минпромторга уже строится 4 контейнеровоза. Предполагается, что к портам Великого Волжского пути до 2030 года будет построено до 150 новых железнодорожных и автомобильных подъездов.
Что же касается пассажирского флота, то, по мнению гендиректора ООО «Водоходъ» Ришата Багаутдинова, он постепенно перейдет на электрическую тягу. Электрические трамвайчики уже освоили Москву, с будущего года перестанут быть диковинкой и на каналах Санкт-Петербурга. «Парк прогулочного флота в России очень ветхий, ему более 40 лет и служить осталось 2–3 года, – уверен Р. Багаутдинов. – Если региональные власти вложатся в то, чтобы оборудовать причалы зарядными устройствами, то мы сможем обеспечить их водные артерии электрическими судами разных модификаций». Пока таких кораблей производится столько, каков спрос – около 25 ед. в год. Но по мере роста спроса производство можно наращивать.