Сергей Собянин и Денис Мантуров приняли решение о создании федерального центра беспилотных авиасистем в «Рудневе»

Подписан Меморандум о сотрудничестве в области поддержки развития отрасли беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и авиации, в том числе о создании федерального центра беспилотных авиационных систем на базе индустриального парка «Руднево» в Москве. Соглашение заключили Мэр Москвы , заместитель Председателя , Министр промышленности и торговли Российской Федерации и генеральный директор автономной некоммерческой организации «Платформа Национальной технологической инициативы» .

Сергей Собянин и Денис Мантуров приняли решение о создании федерального центра беспилотных авиасистем в «Рудневе»
© Mos.ru

Подписание состоялось в центре «Космонавтика и авиация» на , где вскоре откроется тематическая выставка «Аэронет-2035».

«В недалеком прошлом беспилотники были дорогостоящей игрушкой, на которую смотрели очень скептически. Сегодня — даже в рамках военных операций — очевидно, что это один из ключевых элементов высоких технологий, которые необходимы для победы. В гражданском направлении беспилотники все больше и больше занимают экономические ниши. Это и транспортировка, и высокоточная съемка, и создание цифровых двойников, и контроль за коммунальной сферой, отраслью строительства и так далее. Конечно, очень важно эту огромную массу инноваций как-то структурировать, и мы как раз об этом говорили с коллегами. Для этого нужен федеральный российский центр в области беспилотных авиасистем», — сказал Сергей Собянин

Такой центр будет создан на базе индустриального парка «Руднево», где уже в этом году сдадут около 120 тысяч квадратных метров площадей для производителей беспилотных систем. В дальнейшем площадь производств вырастет почти до полумиллиона квадратных метров.

«Там есть все для того, чтобы эффективно работать. Это касается не только производства, но и проведения испытаний, взаимодействия с федеральными и региональными структурами. Надеюсь, что этот проект даст толчок развитию беспилотного транспорта и авиационных систем, потому что, как вы видите, на этой выставке речь идет не только о летательных аппаратах, а вообще о всей системе — наземной, космической и авиационной. Сложнейшие комплексы, за которыми будущее», — добавил Мэр Москвы.

Сегодня в гражданском обороте России насчитывается свыше 40 тысяч беспилотных летательных аппаратов различного назначения. За пять лет их производство увеличилось в 2,5 раза, превысив 20 тысяч аппаратов в год. В Москве производство выросло более чем в четыре раза.

Столица — один из крупнейших рынков эксплуатации беспилотников. Их использует как частный бизнес, так и многие отрасли городского хозяйства, в частности во время спасательных операций, при создании цифровых моделей местности, контроле соблюдения правил строительства и для многих других целей. С высоты птичьего полета дроны делают снимки, берут пробы воздуха, определяют скорость ветра, а также выполняют множество иных задач. Поэтому неслучайно федеральный центр беспилотных авиационных систем откроется именно в Москве. Он объединит конструкторские бюро, опытное и серийное производство.

Для эффективной работы вблизи индустриального парка будет создана особая зона свободных полетов площадью более 100 гектаров и высотой до 500 метров. Это будет полноценный испытательный полигон для тестирования БПЛА. Кроме того, испытания пройдут на аэродроме Орловка в Тверской области.

Денис Мантуров назвал главной задачей для производителей формирование своих предложений, которые государство в дальнейшем введет в нормативную базу. «Нужно сегодня акцент в первую очередь делать на правилах полетной эксплуатации над крупными агломерациями. Это, скорее, исключение, конечно, 90 с лишним процентов — это территория нашей страны, которая может быть использована в части эксплуатации беспилотной авиации с менее зарегулированными требованиями, но они должны быть четко прописаны, понятны и производителю, и эксплуатанту, и руководителям регионов, и федеральным органам исполнительной власти, которые регулируют эту деятельность», — отметил глава .

Он добавил, что наряду с формированием правил государство планирует помогать создавать условия по формированию спроса и поддержке производств, разработке беспилотных летательных аппаратов как для перевозки грузов, так и в перспективе — пассажиров. По его словам, на выставке «Аэронет-2035» представлены образцы, которые заслуживают особого внимания и достойны дополнительной государственной поддержки, чтобы эти проекты развивались.

Резиденты федерального центра сконцентрируются на разработке и создании новых моделей БПЛА различного назначения, совершенствовании авионики и внедрении технологий искусственного интеллекта. В перспективе десятилетия, по мнению Дмитрия Пескова, могут появиться беспилотные системы, которые уже не будут нуждаться в управлении человеком. «Я думаю, у нас лет 10 есть на то, чтобы потренироваться, где человек все-таки контролирует их. Полностью автономные системы будут на повестке уже после 2035 года. До этого времени роль человека все-таки в приоритете», — отметил он.

Кроме того, разработка беспилотников может стать импульсом для развития сквозных технологий в области разработки систем накопления энергии, двигателестроения, аэронавигационных и других технологий.

 

Особенностью производства станет широкое использование аддитивных технологий. Современная 3D-печать позволит быстро и качественно создавать прототипы, а также в кратчайшие сроки запускать опытные образцы в серию. Будут использоваться и композитные материалы, в частности стеклянные углеродные волокна, а также термореактивные смолы для изготовления деталей фюзеляжей БПЛА.

Федеральный центр объединит ведущих российских разработчиков и производителей БПЛА и цифровых геоинформационных платформ. Таким образом, снизится отставание от мировых лидеров отрасли и зависимость от импорта критических технологий. В частности, резидентом центра станет один из российских лидеров отрасли — группа компаний «Аэромакс».

На базе центра откроется авиационный учебный центр по подготовке высококвалифицированного персонала. Сформировать кадровый резерв как для проектирования БПЛА, так и для подготовки операторского и технического персонала помогут ведущие вузы страны. Кроме того, планируется создать школы творчества для привлечения талантливой молодежи начиная со школьного возраста.

Индустриальный парк «Руднево»

Индустриальный парк «Руднево» расположен на востоке Москвы в районе Косино-Ухтомский. Он включен в федеральный реестр индустриальных парков Минпромторга России, а в будущем войдет в состав особой экономической зоны «Технополис Москва». Сегодня «Технополис Москва» — лидер рейтинга инвестиционной привлекательности российских индустриальных парков и особых экономических зон.

Строительство индустриального парка началось в конце 2020 года. В составе первой и второй очереди планируется создать 16 производственных корпусов общей площадью порядка 120 тысяч квадратных метров, что сделает «Руднево» крупнейшим индустриальным парком Москвы.

В ближайшие три года площадь индустриального парка будет расширена еще на 300 тысяч квадратных метров. Кроме того, 30 гектаров территории предоставят резидентам парка в формате greenfield, то есть для строительства производственных корпусов, отвечающих их уникальным потребностям. В универсальных промышленных корпусах индустриального парка «Руднево» можно размещать как серийное, так и опытное производство различных отраслей, а также конструкторские бюро.

При строительстве используют самые современные технологии: элементы будущих корпусов сначала производят на заводе, затем привозят на площадку и собирают как конструктор. Это позволяет сократить сроки строительства на 35–50 процентов, а стоимость работ — на 10–15 процентов. Индустриальный парк возводят преимущественно из отечественных стройматериалов, а иногда применяют только отечественную продукцию.

Производственные корпуса полностью обеспечены необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе электроснабжением свыше 20 тысяч киловатт и газоснабжением семь тысяч кубометров в час.

Ключевыми преимуществами индустриального парка для его резидентов станут:

— режим особой экономической зоны, который предусматривает освобождение от имущественного, транспортного и земельного налога. Ставка налога на прибыль составит всего два процента. Будут действовать режим свободной таможенной зоны и льготы по аренде земли;

— доступная рабочая сила — в прилегающих районах Москвы и Московской области проживают порядка 660 тысяч человек;

— возможность аренды современных производственных помещений (brownfields), полностью обеспеченных электроэнергией, водой, газом, а также специальным оборудованием (кран-балки и другие);

— возможность строительства объектов под нужды конкретного заказчика (built-to-suit);

— широкополосный доступ в интернет;

— единое окно взаимодействия с государственными структурами, в том числе с , , , ;

— хорошая транспортная доступность: близость к МКАД, трассам М5 «Урал» (Новорязанское шоссе) и М7 «Волга» (Горьковское шоссе), Московскому скоростному диаметру и трассе М12 Москва — Нижний Новгород — Казань, станциям метро «Некрасовка» и «Лухмановская», аэропорту Жуковский;

— комфортные условия для сотрудников, в том числе удобные общественные пространства: конференц-залы и переговорные, столовые, кафе, парковки.

Объем заявок на размещение производства в индустриальном парке «Руднево» уже превысил 80 процентов будущих площадей. Среди потенциальных резидентов — производители оборудования и программного обеспечения для беспилотников, имплантируемых медицинских изделий, реагентов для медлабораторий, микроэлектроники и другой высокотехнологичной продукции.

Открытие парка «Руднево» запланировано на 2023 год.

Пилотная зона тестирования беспилотных авиационных систем в Зеленограде

Помимо создания федерального центсквы проводит тестирование технологий беспилотных авиационных систем на базе специализированной лаборатории в Зеленограде. Здесь проходят испытания отечественного оборудования по контролю и мониторингу беспилотных воздушных судов.

Кроме того, разрабатывается экспериментально-правовой режим. Также на территории устанавливают необходимое оборудование, которое позволит столичным инновационным компаниям в безопасном режиме тестировать свои технологии и бизнес-модели.

Более 30 компаний уже подали заявки на работу в лаборатории. Присоединиться к проекту можно на сайте Московского инновационного кластера.

Тематические выставки в центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ

Постоянная экспозиция «Авиация. Мечты о полете» центра «Космонавтика и авиация» знакомит посетителей с историей развития авиации и воздухоплаванияинчи до начала массового производства летательных аппаратов. Гостям также рассказывают о развитии технологий начиная с конца XIX века до современного времени и перспективных наработках отрасли.

В составе экспозиции — более 90 макетов отечественных летательных аппаратов. Среди них биплан По-2, производство которого началось в 1927 году, сверхзвуковой авиалайнер Ту-144, самый большой в мире турбовинтовой транспортный самолет Ан-22, первый отечественный пассажирский реактивный самолет Ту-104, самолет-амфибия Бе-200, вертолет Ка-62 и другие.

На выставке можно узнать, как создавались первые парашюты, воздушные шары, махолеты и планеры, какие технологии применялись раньше, а какими инженеры пользуются сегодня. Все желающие могут совершить интерактивный полет над ВДНХ, а также изучить демонстрационную модель кабины российского авиалайнера МС-21. Специальная программа позволит даже сконструировать собственный самолет.

Посетить экспозицию можно со вторника по воскресенье с 11:00 до 22:00.

С 20 по 27 ноября в павильоне будет работать тематическая выставка «Аэронет-2035». Она познакомит с передовыми отечественными разработками в сфере беспилотных авиационных систем для логистики, лесного и сельского хозяйства, специального назначения и сбора геопространственных данных.

На выставке представят продукцию 130 производителей — отечественные разработки, выполненные при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Среди участников выставки порядка 50 производителей из Москвы.

Посетители увидят беспилотные воздушные суда вертолетного и самолетного типов, самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL), универсальную беспилотную платформу повышенной грузоподъемности Braeron, авиабайк ЭРА-350, аэротакси S700, дронопорт Hive — автономную станцию обслуживания промышленного беспилотника, дрон-доставщик Pelican D, геосканы, наноспутники и много другое. На выставке также представят проект запуска пилотной зоны городского аэромобиля.