Войти в почту

По справедливости. Штрафы за нарушение ПДД предложили привязать к МРОТ: 20 идей по развитию России

Автор «20 идей по развитию России» расширил свое предложение по исчислению штрафов с привязкой к макроэкономическому показателю. Он расписал свою идею более детально, направил ее органам власти и получил ответ.

По справедливости. Штрафы за нарушение ПДД предложили привязать к МРОТ: 20 идей по развитию России
© Lenta.ru

Любая валюта со временем обесценивается, и по этой причине штрафы как мотивация не нарушать закон постепенно утрачивают свою силу, считает Дмитрий Давыдов.

К примеру, в 2002 году прожиточный минимум составлял 1 719 рублей, а штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч — 500 рублей. Сегодня размер штрафа остался тот же, а прожиточный минимум вырос до 13 919 рублей — в 8 раз.

«Методика исчисления штрафов в рублях не защищает государственный бюджет от ежегодного обесценивания поступлений по данной статье. Более того, даже если сейчас в очередной раз применить поднятие штрафов в рублях, то со временем их актуальность утратится, и придется вновь вкладывать время и усилия, пересматривая этот вопрос на законодательном уровне», — подчеркивает автор проекта.

Он приводит в пример практику Казахстана, где действует месячный расчетный показатель, на основании которого рассчитываются штрафы, налоги и прочие зачисления в бюджет. Он зависит от актуальной стоимости национальной валюты и устанавливается государством каждый год.

Темпы инфляции и девальвации валют в России и Казахстане близки друг к другу, поэтому этот пример очень показателен для нашей страны. Например, в 2014 году в Казахстане ввели штраф за использование телефона за рулем в размере 5 МРП, что на тот момент составляло 9 260 тенге (примерно 1200 рублей). В 2021 году этот штраф составлял уже 14 585 тенге (примерно 1900 рублей). Так, исключительно благодаря использованию МРП штраф увеличился на 57,5 процента за 7 лет. Величина прожиточного минимума в Казахстане, в свою очередь, за этот же период увеличилась на 71,8 процента.

«Уровень жизни в Казахстане не превышает уровень жизни в России, но несмотря на это, последовательный рост штрафов в связи с девальвацией и инфляцией является там нормой жизни. Это выглядит вполне разумно и логично для казахстанцев, поскольку социальные выплаты со стороны государства и минимальная заработная плата также растут. Это защищает госбюджет от недополучения со стороны правонарушителей», — отмечает Дмитрий Давыдов.

Почему штрафам нужна новая система исчисления

По статистике, государство ежегодно увеличивает свои расходы на социальные пособия и зарплаты бюджетникам и госслужащим из-за девальвации и инфляции. Однако при росте доходов нарушители правил и законов не испытывают никакой дополнительной финансовой нагрузки.

В связи с этим Дмитрий Давыдов предлагает разработать специальный показатель, учитывающий инфляцию и девальвацию, и исчислять все штрафы не в рублях, а используя этот показатель. В качестве альтернативного варианта он предлагает привязать штраф к прожиточному минимуму или МРОТ.

«Так размер штрафов в России будет всегда соответствовать текущей экономической ситуации в стране, а значит, их актуальность не сможет быть утрачена. При необходимости государство всегда сможет увеличить или уменьшить размер штрафов на основании анализа эффективности их воздействия, но устанавливать их не в рублях, а в показателях», — уверен Давыдов.

Он также считает, что при таком подходе у государства сохранятся все доступные механизмы дифференциации административной ответственности в зависимости от размера ущерба каждого конкретного правонарушения. Перевод всех штрафов в другую единицу измерения будет не изменением меры ответственности, а лишь математической операцией. Она не будет ни увеличивать, ни снижать меру ответственности за правонарушение, а, напротив, будет приводить ее в соответствие с реальностью.

«Таким образом, государственный бюджет не лишится полагающихся ему поступлений от нарушителей правопорядка, а всегда актуальный размер штрафов станет одним из сдерживающих факторов от совершения правонарушений», — убежден автор проекта.

В поддержку идеи высказался генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. Поднятая тема индексации штрафов представляется ему крайне важной.

«Гибель людей в результате ДТП, спровоцированных или инициированных нарушителями правил, в некоторых странах иногда сопоставима с потерями в небольшой войне. Неуплата налогов, несоблюдение маркировки в коммерческой сфере или даже неуплата гражданами установленной цены за проездной билет снижают социальные возможности государства, а значит, и наши с вами возможности», — подчеркнул Мухин.

На данный момент оптимальным и правильным считаю предложение привязать исчисление штрафов к МРОТ или к прожиточному минимуму — для объективизации процесса», — подчеркнул эксперт.

Алексей Мухин убежден, что это поможет соблюсти принцип справедливости и гражданского равноправия, а также автоматически позволит корректировать поступления от начисления штрафов в госбюджет, при этом нарушители смогут сами оценивать целесообразность нарушений, ориентируясь на «возможности своего кошелька», добавил эксперт.

Мнение властей

Дмитрий Давыдов направил свои идеи в органы российской власти. В Минюсте заместитель директора Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства Вероника Николаева ответила ему, что предлагаемое исчисление административных штрафов не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности, а также квалифицирующих признаков каждого конкретного административного правонарушения. Кроме того, по ее мнению, это повлечет одновременное изменение санкций всех статей Особенной части КоАП.

От лица МВД статс-секретарь — заместитель Министра Игорь Зубов добавил, что механическое увеличение размеров штрафа не может само по себе служить эффективной мерой сдерживания роста неправомерного поведения, если будет отсутствовать комплексный подход к решению соответствующих проблем. По его словам, принятию решения о повышении штрафов должен предшествовать всесторонний анализ правоприменительной деятельности в РФ, подтверждающий наличие соответствующих проблем правоприменения, статистических и иных данных, которые свидетельствуют о неэффективности действующей модели правового регулирования.

В Минфине заместитель директора Департамента бюджетной политики и стратегического планирования Евгений Домбровский сослался на отсутствие поддержки идеи со стороны Минюста и МВД.

По мнению Давыдова, Минюст справедливо утверждает, что дифференцированный подход — это основа для установления наказания. Но нельзя согласиться, что «исчисление административных штрафов, исходя из единого расчетного показателя, не позволит дифференцировать административную ответственность в зависимости от степени общественной вредности.

По словам автора проекта, на практике использование расчетного показателя будет не замещать дифференцированный подход, а усиливать его. Во-первых, потому что стоимость национальной валюты и сила штрафа со временем меняются. Во-вторых, дифференциация и классификация правонарушений никаким образом не будут изменены при использовании месячного показателя. В-третьих, такое исчисление штрафов не ограничивает органы власти изменять их размер в зависимости от общественной вредности. К тому же в результате внедрения данного предложения сумма штрафа всегда будет соответствовать уровню общественной вредности от нарушения.

«Поэтому я предлагаю Министерству финансов, убедившись в отсутствии прямых барьеров к реализации данного предложения, выступить с инициативой пересмотра негативной позиции правительства в отношении исчисления штрафов в расчетном показателе с целью дальнейшего его внедрения на законодательном уровне», — резюмировал Давыдов

Для реализации предложения автора «20 идей по развитию России» необходима законодательная поддержка со стороны государства.