Как опытному бизнесмену оставаться в тренде: рекомендации по поиску общего языка с молодым поколением

Многие опытные бизнесмены в России начинали своё дело на заре предпринимательства постсоветского периода — в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого столетия. За несколько десятков лет они построили своё дело и до сих пор продолжают развивать бизнес. Мир постоянно меняется, и бизнесменам приходится к нему адаптироваться.

Как опытному бизнесмену оставаться в тренде: рекомендации по поиску общего языка с молодым поколением
© Daily Moscow

Как не впадать в консерватизм и быть современным, имея за плечами деловую школу жизни, расскажет Владислав Белов, серийный IT-предприниматель с 30-летним опытом ведения бизнеса — специально для Daily Moscow.

Мир не стоит на месте, он меняется, и нам приходится меняться вместе с ним. При этом что-то всё-таки остаётся неизменным — это сосуществование разных поколений. Владислав Белов Серийный IT-предприниматель

Сейчас в компаниях при руководстве опытных бизнесменов работают сотрудники от 18 до 60 лет. В итоге по поколенческой теории опытные главы предприятий обычно относятся к поколению 60-х годов, в то время как их подчинённые — из 80-х, а некоторые даже 00-х годов. И к каждому поколению предпринимателю нужно найти свой подход.

У глав предприятий может не быть предвзятости по отношению к оценке качеств конкретного возраста, но работать с молодыми специалистами и бизнесменами им может нравиться всё-таки больше — молодость даёт амбиции, целеустремлённость, стремление развивать себя и своё дело.

Молодые сотрудники и коллеги заряжают энергией, помогают взглянуть на привычные вещи под другим углом. Однако нужно помнить, что у каждого поколения есть как положительные, так и отрицательные характеристики.

Поэтому при составлении команды, важно обращать внимание не на возраст работников, а на их совместимость по типу личности.

Например, в международной консалтинговой компании Deloitte используется специальная система для командообразования под названием Business Chemistry. В этой системе выделяются четыре типа личности и соответственно стиля работы — Pioneer, Driver, Integrator и Guardian (первопроходцы, водители, интеграторы, опекуны - прим. ред.).

Каждый из них имеет свои особенности, которые по-разному совместимы с другими. Обычно у человека выделяется два лидирующих стиля. Зная свою типологию и типологию своих коллег и подчинённых, руководитель может собирать коллективы так, чтобы работники не конфликтовали, а работали слаженно, дополняя друг друга вне зависимости от их возраста.

Многие современные явления и феномены представляют интерес для предпринимателей в возрасте. Из популярных понятий хочется выделить термины «продуктивность» и «осознанность».

Положительное отношение к современному сленгу может объясняться тем, что он сближает и стирает границы между поколениями. А массовое увлечение социальными сетями, с одной стороны, даёт возможность людям познакомиться друг с другом, а с другой — выстроить общение так, что люди закрываются друг от друга и перестают поддерживать общение вживую.

Молодому поколению следует поучиться у старших умению сохранять баланс между реальным и виртуальным миром.

Ключевое усилие, которое опытному руководителю необходимо вложить в работу со своими сотрудниками, особенно с молодыми специалистами — научить их думать своей головой.

Например, моё руководство направлено на то, чтобы научить подчинённых самим решать проблемы, мыслить самостоятельно. Перед входом в мой кабинет висит табличка, на которой написано: «Тебе платят деньги не за то, что ты задаёшь вопросы, а за то, что ты решаешь проблемы».

Предприниматель должен один раз показать алгоритм решения и ответить на уточняющие вопросы сотрудника, чтобы в дальнейшем тот смог подходить к выполнению поручений уже без участия и чрезмерного контроля руководителя.

Работая с молодыми предпринимателями, сложно не заметить их амбициозность, оригинальные бизнес-идеи и деловую хватку. Единственное, чего им пока не хватает — это опыт.

Поэтому они не видят всех подводных камней, которые возникают при ведении бизнеса. Мудрый руководитель делится жизненным и деловым опытом с молодыми специалистами, передаёт молодым людям знания и образ мышления.

Он не даёт готовые решения, но показываются те факторы, которые могут ухудшить состояние бизнеса или даже привести к его краху. Например, когда начинающий бизнесмен чрезмерно увлекается кредитованием или игнорирует необходимость продвижения своей компании в медиа.

Как оставаться современным?

За 30 лет ведения бизнеса я заметил, что для любого предпринимателя крайне важно быть современным: чувствовать веяния времени, понимать, что актуально, а что нет. Искать новые возможности и быть открытым ко всему новому. Бизнесмену важно также ни о чём не жалеть. Мои успехи и ошибки дали мне понимание, что моя жизнь только в моих руках.

Каждый из нас должен научиться адаптироваться к постоянным изменениям, которые происходят вокруг нас. Такой подход позволяет чувствовать себя комфортно в любой среде, любом окружении и любой ситуации.

Но, принимая новое, важно всегда оставаться верным самому себе.

Советы, которые я могу дать бизнесменам всех возрастов и поколений, чтобы оставаться молодыми в душе и энергичными в деле:

Заводите знакомства

Чтобы быть в курсе того, что происходит в бизнес-среде, можно использовать различные онлайн-сервисы — например, «Точка.Нетворк», Random Coffee, Connect+, The Breakfast, Uniter. Они помогают завести деловые знакомства и обмениваться опытом с предпринимателями из других сфер и рынков.

Учитесь и будьте открыты новому, не бойтесь перемен

Новые технологии и способы ведения бизнеса могут пугать и нарушать привычное течение дел, но в конечном итоге, они принесут пользу бизнесу. Когда-то предприниматели боялись вводить электронный документооборот, но сейчас без него практически невозможно обойтись.

Для того, чтобы сделать вашу компанию более современной, можно также постепенно отказываться от физических носителей информации и переходить на работу в облачных хранилищах. Например, «1С: Облачный архив», Облако «Яндекс.Диск», Облако Mail.ru, «СберДиск».

Посвящайте время своим увлечениям

Для поддержания молодости и тонуса можно обращаться к своим интересным увлечениям. Я часто путешествую на мотоцикле вместе со своими друзьями. Также среди моих хобби — вокал, игра на различных музыкальных инструментах, диджеинг.

Мои увлечения заряжают меня драйвом, дают вдохновение жить и работать. И этому есть объяснение: научно доказано, что прослушивание музыки людьми старшего возраста позитивно влияет на их психологическое состояние, создаёт среду, в которой люди могут воссоединиться со своей молодостью и почувствовать себя более сильными и живыми.

Не сожалейте о том, что сделали

Старайтесь не упускать возможностей, которые предлагает вам жизнь. Для отказа от сожалений попробуйте практиковать осознанность — ровно то, чему сейчас учит нас поколение 00-х.

Рефлексируйте, но двигайтесь вперёд, доверяя своему видению и своим решениям. Для развития осознанности опытному предпринимателю стоит попробовать практику медитации.

Будьте любопытны

Обладая большой экспертностью, будьте готовы продолжать учиться, чтобы узнавать новое. Хотя иногда модные слова вроде «апрув», «лайфхак», «инвайт» и «челлендж» вызывают раздражение, они лишь отражают современную реальность. Будьте гибче — обращайте внимание на специфические термины и не ленитесь их гуглить. Так вы будете на одной волне с молодым поколением.

Не бойтесь совершать ошибки в бизнесе, но не принимайте необдуманных решений

Учесть всё на свете невозможно: мы люди, и периодически ошибаемся. Из наших промахов и необдуманных решений состоит экспертность, которая позволяет развивать бизнес и делиться своим опытом. Избежать большинства рабочих ошибок и ничего не забыть поможет планирование: практика даёт возможность ставить цели, определять задачи и отслеживать прогресс по их выполнению — как на индивидуальном, так и на командном уровне.

Бизнес-планирование можно организовать с помощью таск-трекеров — специальных сервисов для постановки и отслеживания задач. Например, можно использовать такие трекеры, как Shtab, «Битрикс24», Kaiten, Weeek, «Яндекс.Трекер».

Фото на обложке: Paloma Rincón