С памперсами — в очередь. Правительство утвердило поставщика белья для инвалидов. Как это отразится на больных?
Правительство России назначило подконтрольное Минтруду АО «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком технических средств реабилитации для инвалидов на территории всей страны до конца 2022 года. В качестве главного аргумента для отказа от конкурсных закупок фигурирует необходимость бесперебойного и своевременного обеспечения инвалидов такими товарами и высокая социальная значимость этого вопроса. При этом общественные организации и профильные ассоциации утверждают, что единственный поставщик не выгоден ни государству, ни конечным потребителям, а в ряде регионов условия контрактов уже нарушены. Подробности непростой и всегда актуальной темы — в материале «Ленты.ру».
«Я, Щеголькова Вера Михайловна, не получала средства реабилитации с мая 2022 года по сегодняшний день. Приобретать за свой счет возможности нет. Прошу принять меры», — обращается 20 октября к директору Фонда социального страхования Ставрополя жительница города. «С января по сегодняшний день калоприемники не получал. Просьба дать разъяснения, по какой причине меня не обеспечивают указанными средствами, так как покупать самостоятельно не имею возможности», — пишет директору ставропольского ФСС Николай Леонтьев. «Обращаюсь к вам с жалобой по качеству полученных мной калоприемников 10.11.2022, так как оказались плохого качества, прошу вас их заменить», — обращается уже в Ярославское региональное отделение ФСС Морипов Владимир Викторович. И таких обращений из Ставрополя, Тамбова, Ярославля, Саратова и других российских городов с каждым месяцем становится все больше.
Кто единственный?
Государство гарантирует инвалидам обеспечение техническими средствами реабилитации за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Это абсорбирующее белье, подгузники, моче- и калоприемники. Использование средств ухода позволяет избежать развития серьезных осложнений и патологий, а также обеспечить нормальное функционирование в социальной среде тем, кто продолжает активную социальную и трудовую активность. Ежегодно за такими товарами в фонд обращается более 667 тысяч граждан. Расходы на эти цели только по итогам 2021 года составили свыше 15 миллиардов рублей, почти 8 миллиардов из которых пришлось на абсорбирующее белье и подгузники.
Закупка таких средств осуществлялась на аукционах региональными отделениями Фонда социального страхования (ФСС) в соответствии с положениями Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Но минувшей весной Министерство труда и социальной защиты совместно с ФСС решили изменить правила игры — выбрать единственного поставщика товаров для инвалидов в обход конкурсных процедур.
В июне ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» преобразовывается в акционерное общество со стопроцентным участием Росимущества, оставаясь подконтрольным Минтруду. Спустя три месяца, 21 сентября, глава правительства Михаил Мишустин подписывает распоряжение, в соответствии с которым АО «Московское ПрОП» назначается единственным поставщиком абсорбирующего белья, подгузников и моче- и калоприемников для обеспечения инвалидов по закупкам Федерального фонда социального страхования. Предприятие должно исполнить 85 процентов госзаказа собственными силами, а для оставшихся 15 процентов привлечь соисполнителей.
В распоряжении редакции есть ссылка на мартовское постановление №339, в соответствии с которым был введен «особый режим» госзакупок лекарств и медизделий из-за санкционных ограничений. Медицинские организации до 31 декабря 2022 года получили право осуществлять в электронной форме и у единственного поставщика закупки лекарств, расходных материалов и медицинских изделий, которые были выпущены единственным производителем на территории России или стран, не вводивших против РФ ограничительных мер экономического характера. Правительство, федеральные и региональные органы исполнительной власти тогда же получили право до 31 декабря 2022 года назначать единственного поставщика в дополнение к основаниям, ранее установленным ФЗ «О контрактной системе».
Необходимость назначения единственного поставщика чиновники объяснили «высокой социальной значимостью вопросов обеспечения инвалидов качественными изделиями». В уведомлении о подготовке проекта правительственного распоряжения также говорилось о необходимости бесперебойного и своевременного обеспечения, наличии многолетнего опыта работы с данной категорий граждан, участии в поставках инвалидам различных видов технических средств реабилитации, а также обеспеченности кадровыми, финансовыми и технологическими ресурсами, достаточными для качественного выполнения работ». Копия документа имеется в распоряжении «Ленты.ру».
Приводился и расчет цены госконтракта до конца 2022 года, судя по которому предложение «Моковского ПрОП» было намного привлекательнее средней цены товара, рассчитанной на основании коммерческих предложений. «Фондом совместно с АО "Московское ПрОП" проработан вопрос ценообразования на специальные средства, — говорится в уточненном расчете цены госконтракта. — При закупке у единственного поставщика стоимость будет ниже средней стоимости, рассчитанной на основании проведенного анализа рынка. В связи с изложенным, Фонд полагает целесообразным определение АО "Московское ПрОП" единственным поставщиком». Предполагаемый предельный общий объем расходов на закупки у АО в рамках механизма единственного поставщика в 2022 году должен составить свыше 7 миллиардов рублей. Стоит отметить, что цены на абсорбирующее белье в распоряжении настолько завышены, что если бы вместо проведенных аукционов в июле-августе 2022 года государство закупило бы товар у единственного поставщика, оно потеряло бы около 500 миллионов рублей.
Товарный запас
Необходимость назначения единого поставщика у экспертов и участников рыка вызывает массу вопросов. «Анализ ситуации на рынке производства абсорбирующего белья и подгузников в нашей стране в период с марта по июнь 2022 года показал, что Министерство промышленности и торговли РФ совместно с российскими производителями своевременно предприняло шаги, нивелирующие последствия введенных экономических санкций в отношении нашей страны: переоснащение производств для использования новых видов сырья, модернизация целлюлозной отрасли, выстраивание новых логистических цепочек и так далее, — говорится в письме в Министерство финансов РФ руководителя представительства МОО «Центр общественного контроля и мониторинга в сфере государственных закупок» Станислава Мурашкевича. — Дефицита указанной продукции в стране благодаря принятым мерам удалось избежать».
В начале сентября Национальная ассоциация участников рынка ассистивных технологий «Аура-тех» предоставила в Министерство промышленности и торговли данные по производству и поставкам абсорбирующего белья, подгузников, а также изделий для стомированных пациентов. «Наше производство работает в штатном режиме. Поставки впитывающих пеленок по государственным контрактам возобновлены в полном объеме, — говорится в письме АО «Хайдженик». — На производстве сформировался необходимый товарный запас для дальнейшего обеспечения ФСС впитывающими пеленками».
«На сегодняшний день каналы по поставке сырья налажены и фабрики функционирует в штатном режиме, — отвечает на запрос торговая компания «Белла Восток». — При содействии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации заключены контракты, в том числе с российскими и белорусскими производителями целлюлозы. С июня по август 2022 года состоялись аукционы на поставку абсорбирующего белья (…) на сумму порядка 3,6 миллиарда рублей (...) Обязательства по производству и поставкам заявленных объемов товара до конца 2022 года подтверждаем в полном объеме».
«Наше предприятие осуществляет запуск второй линии по производству подгузников для взрослых, — говорится в письме ООО «Фламинго». — Начиная с октября 2022 года объем выпускаемой продукции будет увеличен до 5 миллионов изделий в месяц. Также нам удалось снизить стоимость производимых изделий, обеспечить предприятие сырьем в полном объеме. Вышеперечисленное позволило дистрибьютерам гарантированно принимать на себя обязательства по государственным контрактам на поставку гигиенических изделий в Фонды социального страхования, лечебно-профилактические учреждения Российской Федерации. На сегодняшний день вся выпускаемая продукция законтрактована до февраля 202З года». Письма аналогичного содержания пришли из ООО «Драйлок Текнолоджиз», а также от производителей продукции для стомированных больных ООО «Колопласт» и ООО «Клинцовский пластик».
Дорогие закупки
В своем письме в Минфин глава «Центра общественного контроля и мониторинга в сфере государственных закупок» Станислав Мурашкевич также изложил некоторые факты, указывающие на ущерб, который нанесен бюджету и инвалидам в результате выбора единственного поставщика. В документе отмечается, что в течение 2022 года в Российской Федерации не существовало каких-либо проблем с поставками продукции для стомированных больных, не проводилось расторжения государственных контрактов, связанных с дефицитом продукции, контракты были исполнены в полном объеме. При этом анализ лишь 35 государственных контрактов, размещенный на сайте zakupki.gov.ru, показал, что их цена была ниже цен контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. Например, с Челябинским региональным отделением ФСС, с Белгородским региональным отделением ФСС, с региональным отделением ФСС по республике Крым, Ставропольским региональным отделением ФСС и так далее.
«В сентябре-октябре текущего года в части регионов состоялся ряд конкурентных закупок продукции для стомированных больных, которые показали очень высокий уровень конкуренции участников рынка и значительное снижение начальных максимальных цен контрактов, которые оказались на порядок ниже цен контрактов, заключенных с единственным поставщиком, — утверждает Станислав Мурашкевич. — Из 190 конкурентных закупок в 150 случаях цена, сложившаяся по итогам конкурентных процедур на одно- и двухкомпонентные калоприемники, оказалась в среднем на 35 процентов ниже цены закупки у единственного поставщика».
В документе также говорится о том, что формирование рядом региональных отделений Фонда социального страхования РФ цены закупки у единственного поставщика проводилось в нарушение правительственного распоряжения от 18 сентября 2017 года № 1995-р, без использования механизма формирования начальной максимальной цены конкурса, а также статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так было в Рязани, Татарстане, Ростове-на-Дону, Великом Новгороде, Волгограде и некоторых других областях. «В основной части регионов (…) заказчиками были сначала запрошены коммерческие предложения поставщиков на продукцию, которые были доведены до сведения единственного поставщика, — отмечается в документе. — Единственный поставщик, ориентируясь на данные коммерческие предложения, формировал, в случае интереса, цену немного ниже (менее чем на 0,5 процента) и заключал контракт. Если же предлагаемая иными поставщиками цена не устраивала единственного поставщика, заказчик проводил конкурентную закупку (…) При этом в некоторых регионах при формировании цены закупки на мочеприемники ножные заказчиками запрашивались коммерческие предложения на поставку более дорогой продукции, а контракт был заключен с единственным поставщиком на более дешевую линейку по цене незначительно ниже. Таким образом, государство закупило по 94,39 рубля мочеприемники ножные, которые не содержат мягкой нетканой подложки, рыночная стоимость которых не превышает 60 рублей». Только в шести регионах было приобретено более 60 тысяч таких изделий, ущерб от такого приобретения может составлять более 2 миллионов рублей.
Не в первый раз
Претензии к «Московскому ПрОП» предъявлялись и раньше. Как сообщал деловой журнал Vademecum, в мае 2020 года Нижегородское УФАС признало региональный филиал «Московского ПрОП» виновным в картельном сговоре с частными поставщиками — ЗАО «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии», ЗАО «Юлианна» и СП компании и немецкой Ottobock «Отто Бокк — Нижний Новгород» на общую сумму 168,1 миллиона рублей. Тогда компания обжаловала решение в Арбитражном суде Нижегородской области и добилось отмены обвинительного вердикта ФАС. В июне того же года активисты общественной организации «Стопкартель» обращались в ФСБ с просьбой проверить закупки ФСС на предмет антиконкурентного соглашения с ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда РФ. В качестве аргумента авторы письма ссылались на внутреннюю инструкцию по завышению требований к опыту потенциальных участников закупок на тендерах ФСС. О результатах проверки публично не сообщалось.
«По поступающей на 14 ноября текущего года информации из регионов, из 180 заключенных с единственным поставщиком контрактов в 80 процентах случаев условия контрактов уже нарушены», — отмечает Станислав Мурашкевич. Происходит это в том числе в Московской, Астраханской, Ростовской, Белгородской, Пензенской, Владимирской, Кировской, Ульяновской областях. В связи с этим глава «Центра общественного контроля и мониторинга в сфере государственных закупок» просит Минфин провести проверку обоснования принятия распоряжения правительства о назначении единственного поставщика и провести проверку закупок в целях определения наличия либо отсутствия ущерба бюджетной системе. По его словам, это распоряжение приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе общественных объединений инвалидов, участвующих в поставках средств реабилитации, и снижению уровня конкуренции на товарном рынке.