АСТАНА, 8 декабря. /ТАСС/. Пребывание танкеров с казахстанской нефтью в турецких проливах не привело к убыткам для Казахстана. Об этом сообщил в четверг журналистам председатель правления национальной компании "Казмунайгаз" Магзум Мирзагалиев.
"Убытков для нашей экономики это никаких не несет, потому что исторически в принципе 14 дней занимает прохождение [танкерами] Босфора. Убытки это могло бы принести только в том случае, если бы мы снизили добычу нефти", - сказал он, отвечая на вопрос о нефтеналивных судах, которые в настоящее время стоят в турецких проливах.
Как отметил Мирзагалиев, "на сегодняшний день ситуация не критичная", власти Казахстана начали ей активно заниматься.
По его словам, на 7 декабря задержка нахождения танкеров в проливах составила шесть суток. Это связано с тем, что турецкая сторона запрашивает дополнительные бумаги, связанные со страхованием грузов.
"Нет никаких ограничений, связанных с продажей казахстанской нефти, она не подвержена никаким санкциям. Есть соответствующие разъяснения со стороны и американских, и европейских санкционных офисов. Наша нефть отгружается в российских портах, но она имеет сертификат происхождения как казахстанский продукт. Соответствующие разъяснения были нами доведены до турецких властей", - пояснил Мирзагалиев.
Ранее он заявил, что порядка 10 танкеров, перевозящих нефть и имеющих отношение к Казахстану, находятся сейчас в проливах Турции.
Сложности перевозок
Как сообщило во вторник агентство Bloomberg, Турция после вступления в силу потолка цен на российскую нефть не пропускает через проливы Босфор и Дарданеллы по крайней мере 20 танкеров, которые везут в общей сложности около 18 млн баррелей нефти. По информации агентства, все танкеры, кроме одного, перевозят нефть из Казахстана, однако вышли из российских портов. Турция, опасаясь выступить в качестве нарушителя лимита цен, потребовала от перевозчиков новых писем о страховании грузов. Страховщики настаивают, что на данный момент не могут предоставить такие письма. Потолок цен не распространяется на нефть из Казахстана, однако, предполагает Bloomberg, Анкара предпочитает проявить дополнительную осторожность, поскольку танкеры следуют из российских портов.
5 декабря вступило в силу эмбарго на поставку российской нефти по морю в Евросоюз. Страны ЕС также согласовали регулируемый потолок цен на российскую нефть, поставляемую по морю, на уровне $60 за баррель. Об аналогичном решении заявили государства Группы семи и Австралия. Кроме того, западные страны ввели запрет своим компаниям оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги в отношении танкеров, перевозящих нефть из России по цене выше согласованного уровня.