Евросоюз готовится ввести углеродный сбор для импорта

Так называемый «Механизм пограничной углеродной коррекции», или CBAM — один из шагов Евросоюза в направлении двукратного снижения объема выбросов парниковых газов к концу десятилетия. Требования для внутреннего рынка Брюссель уже согласовал — европейским производителям предписано приобретать «углеродные кредиты», которые должны подтолкнуть бизнес к более экологичным практикам. Чтобы при этом условно «грязное» производство не уехало из ЕС, схожие требования введут и для импортеров.

Евросоюз готовится ввести углеродный сбор для импорта
© BFM.RU

По плану поставщики стали, алюминия, цемента, удобрений и ряда других товаров должны будут зарегистрироваться в специальной системе, отчитываться о производственных практиках и покупать «углеродные кредиты» по тем же тарифам, что и на внутреннем рынке. Влияние оценивает директор по инвестиционной аналитике «БКС Мир инвестиций» Кирилл Чуйко:

Кирилл Чуйко директор по инвестиционной аналитике «БКС Мир инвестиций» «По сути, к чему приведет вот этот вот дополнительный налог? Он приведет к тому, что потребители этих товаров в Европе будут вынуждены платить больше, и это будет удар больше по себестоимости производства на связных товаров в Европе, нежели на мировые рынки металлов, удобрений. Поэтому я думаю, что на цены в мире влияние будет достаточно ограниченное. Наибольший удар примут на себя потребляющие сектора в самой Европе. То есть это приведет к тому, что европейская экономика будет становиться чуть-чуть менее конкурентоспособной и более ответственной с экологической точки зрения».

Естественно, задача властей Евросоюза не только в том, чтобы похвалить себя за экологические практики ценой роста цен. Те же эффекты, стимулирующие европейских производителей переходить на более «зеленые» технологии, должны повлиять и на импортеров. Наиболее затратной новая система может стать для экономик с высокой долей тяжелой промышленности и ископаемой энергетики. Bloomberg указывает, что подготовка CBAM уже вызвала недовольство Китая и Индии, поскольку их экспортерам придется покупать «углеродные кредиты», чтобы не лишиться европейского рынка.

Серьезных последствий ожидали и в России — как писало в прошлом году РБК со ссылкой на расчеты Минэкономразвития, сумма расходов российских компаний могла превысить 1 миллиард евро в год. Теперь же экономические связи и так разорваны — комментирует аналитик АО «Финам» Алексей Калачев:

Алексей Калачев аналитик АО «Финам» «В том, что касается черной металлургии, наверное, сейчас это, пока санкции не снимут, не будет иметь значения, поскольку общий импорт стали и так запрещен. Эта наиболее уязвимая с точки зрения углеродного сбора продукция и так сейчас не импортируется в Европу. Что касается алюминия, Россия в более выгодном положении там находится, поскольку 90% алюминия «Русала» производится с использованием электроэнергии гидроэлектростанций, и поэтому углеродный след там, в общем, достаточно низкий. Поэтому большого значения это уже иметь не будет. По производителям удобрений, я думаю, в общем, тоже не будет очень существенного здесь какого-то нового давления. Поэтому каких-то радикальных изменений по этим товарным группам я не ожидаю».

Условия «Механизма пограничной углеродной коррекции» предварительно согласованы Европарламентом и посланниками стран-членов, позднее их должны утвердить главы государств ЕС. В следующем октябре СBAM должен начать функционировать в ограниченном режиме — импортеров обяжут регистрироваться и отчитываться о выбросах, но без покупки «кредитов». Позднее, параллельно с вступлением в силу требований для внутренних производителей, рынок квот на углеродный след заработает в полную силу. Сроки пока не называются.