Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

"Первое полугодие было критическим": итоги 2022 года в пищевой промышленности Татарстана

Переориентирование экспорта, перестройка импорта, снижение покупательского спроса и меры господдержки: как пищепром пережил 2022-й и чего ждет от 2023 года

"Первое полугодие было критическим": итоги 2022 года в пищевой промышленности Татарстана
Фото: Реальное времяРеальное время

В 2022 году перерабатывающая пищевая промышленность Татарстана, как и все остальные, пережила шок. Крупнейшие игроки отрасли признавались: весной шли, что называется, по приборам, потому что прогнозировать работу невозможно было даже на месяц, не то что строить годовые планы. Срывались поставки ингредиентов и оборудования, не проходили платежи, рвались логистические цепочки, и даже внутренние поставки продовольствия порой "перехватывало" государство, чтобы решить ключевые социальные задачи. Однако к концу года ситуация выправилась, и "переобувшиеся в прыжке" предприятия работают теперь с новыми партнерами, по новым логистическим схемам (и ценам) и с новым взглядом в будущее. В "Реальном времени" — краткий обзор того, что происходило в пищепроме в течение года, и комментарии троих крупных игроков этого рынка в Татарстане.

Видео дня

Санкции и импортозамещение: что влияло на пищепром в 2022 году

Февральские события серьезно изменили промышленный ландшафт в России. Опрошенные нашим изданием представители крупнейших предприятий татарстанского пищепрома отмечают следующие основные факторы, влиявшие на их работу в 2022 году.

Прекращение контрактования со многими западными партнерами: многим в результате пришлось искать новых зарубежных поставщиков. Это касается и ингредиентов, и оборудования. Изменение покупательской способности населения: люди переходят на более дешевые продукты. В связи с этим ряд предприятий перестроил свою продуктовую линейку.Уход западных брендов с рынка. Это освободило часть новых ниш на рынке и побудило крупных производителей осваивать производство новых видов продукции. Импортозамещение стало словом года во всей российской промышленности, и пищепрома это коснулось в первую очередь.Господдержка. Это еще одно слово года для представителей пищевой промышленности: многие из них (например, татарстанские хлебопеки) напрямую признаются, что, если бы не региональные меры поддержки, им пришлось бы куда туже, чем сейчас.Сбой расчетов с зарубежными партнерами. Платить за импортные продукты после того, как ведущие российские банки попали под санкции и "вылетели" из SWIFT, стало очень сложно. Представители крупнейших предприятий вынуждены были налаживать прямое взаимодействие с зарубежными банками, оплата проходила со сложностями, а турбулентность курса валют весной привносила особое "очарование" во всю эту ситуацию. "Мы каждый понедельник просыпались с новым курсом", — рассказывает нашему изданию один из крупнейших игроков кондитерского рынка.Цифровизация. Однако, несмотря на сложные времена, тренд на цифровизацию и на автоматизацию производственных процессов продолжается. Промышленные предприятия устанавливают электронную систему контроля производства, переходят на современные системы учета и наперебой осваивают электронные торговые площадки. Выход на маркетплейсы стал для многих дополнительной возможностью выхода в новые регионы и на новую публику.

Цифры официальные и неофициальные

По данным агентства INFOLine, производство пищевых продуктов в России с января по октябрь показало антирекорд: рост в сопоставимых ценах составил лишь 0,4% к аналогичному периоду 2021 года. А учитывая рост цен на продовольственные товары на 15,8% по стране (год к году), то можно прямо говорить о снижении производства и потребления продуктов питания в России. По итогам года эксперты предполагают, что общий рост пищевой отрасли составит до 1%. Производство напитков, по мнению экспертов, чувствует себя получше — динамика будет до 4% в сопоставимых ценах.

А вот федеральный Минсельхоз сообщает, что рост фиксируется по всем основным категориям в сфере производства пищевой и перерабатывающей промышленности в России. В целом, несмотря на все риски и санкционные шоки, ведомство ожидает объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности в РФ в 2022 году на уровне не ниже прошлого года. Рост, по словам чиновников, фиксируется по всем основным категориям — особенно по мясным консервам, сливочному и растительному маслам, крупам, макаронным изделиям, сухому молоку. Как сулит министр сельского хозяйства РФ , по итогам 2022 года Россия может выйти на показатель самообеспеченности по растительному маслу в размере более 200% при цели в 90%, а по сахару — на 100% при плане также в 90%.

Что касается Татарстана, то сегодня в регионе работают порядка полутора тысяч предприятий пищевой индустрии. С января по сентябрь 2022 года они нарастили выпуск пищевой продукции на 6,2%, а напитков — на 4,5% (год к году). Республика обеспечивает себя продуктами на 80%, по данным официальной статистики.

Экспорт продовольствия даже в условиях санкций и сложной политической обстановки продолжается: на наращивание экспортных поставок в 2022 году надеются около 46% поставщиков. Если смотреть данные стран-импортеров российской продукции, то положительная динамика налицо: за первые 9 месяцев 2022 года экспорт продуктов питания и животных из России в страны вырос на 33,5%, до 1,5 млрд евро. Экспорт в Казахстан вырос на 21,6%, а страны Азии (по данным ФГБУ "Агроэкспорт") стали закупать на 14% больше российского продовольствия, чем раньше. В целом по итогам года ожидается рост экспорта сельхозпродукции и продуктов питания из России до 20%. Сальдо торгового баланса останется положительным. Министр сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Марат Зяббаров в октябре рапортовал: в республике реализуется около 30 инвестиционных проектов совокупным объемом инвестиций 50 млрд руб., в том числе 13 из них на сумму более 16,0 млрд руб. — экспортно ориентированные.

Продолжаются инвестиции в АПК и пищевую промышленность. По данным INFOLine, после 24 февраля по конец октября по всей России анонсировали более 250 инвестпроектов в пищевой сфере. Общий объем инвестиций составит более 520 млрд рулей. Главное, во что вкладывались пищевики и аграрии, — конечно же, импортозамещение. Из примеров — ООО "Рустарк" строит новое производство кукурузного крахмала и мальтодекстрина в Армавире (Краснодарский край). строит маслоэкстракционный завод в Пензенской области за 8,1 млрд рублей. В Татарстане крупный инвестпроект анонсировал холдинг "АГРОСИЛА", который планирует строительство молочно-товарного комплекса "Сарман" (в Сармановском районе). Есть планы строительства новой фабрики у АО "Эссен Продакшн АГ" (правда, с локацией собственники компании еще не определились). Продолжает модернизацию холдинг "ВАМИН", запустивший в 2022 году обновленное производство сыра и сливочного масла в Арском районе.

Алкогольная промышленность: "Год прошел для отрасли по канонам прорывной бизнес-модели"

, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам АО "Татспиртпром", рассказал нашему изданию, что для его отрасли год стал непростым, но по итогам завершился "в плюсе":