В Калининградской области предложили ввести единый тариф на морские перевозки

Из-за сложной системы расчетов тарифов на морские грузоперевозки далеко не все логистические компании, работающие с бизнесом Калининградской области, хотят подавать документы на федеральную субсидию. В результате логистика дорожает, что далеко не лучшим образом сказывается на цене конечных товаров, ввозимых в регион и вывозимых в "большую" Россию. Власти эксклава предложили унифицировать тарифную сетку.

В Калининградской области предложили ввести единый тариф на морские перевозки
© Российская Газета

Сегодня номенклатурный перечень грузов, в которых нуждается Калининградская область, составляет порядка двух тысяч наименований. После введения Литвой ограничений на сухопутный грузовой транзит паромы и сухогрузы остались единственными надежными средствами, обеспечивающими бесперебойное снабжение эксклава. По морю в Калининград доставляют все - начиная от стройматериалов и заканчивая продуктами питания. Поэтому от сложной логистики и цен на грузоперевозки зависит практически вся региональная промышленность.

В прошлом году федеральный центр выделил 1,4 миллиарда рублей для субсидирования морских перевозок между Калининградской областью и основной частью России. Однако из пяти операторов заявки на ее получение тогда подали лишь два перевозчика. Впрочем, это все же позволило доставить в эксклав по льготному тарифу около 900 тысяч тонн грузов в 2022 году. Для расчета субсидии использовали значения железнодорожного тарифа "10-01".

Он представляет собой обширный прайс, конечная цена на перевозки по которому зависит от множества факторов - это вид груза, условия его перевозки, длительность доставки и многое другое. Высчитать конкретные значения для каждой позиции номенклатуры физически невозможно. Поэтому для морской субсидии значения усреднили. По словам логистов, господдержка не смогла полностью перекрыть дополнительные расходы на перевозку грузов паромами и сухогрузами между Калининградской и Ленинградской областями. Морская доставка все равно осталась дорогой, особенно если сравнивать ее с ранее работавшим сухопутным маршрутом через Литовскую Республику.

- По информации от наших клиентов, даже минимальная льготная ставка не сможет полностью компенсировать подорожавшую логистику для потребителя услуги, - сообщил заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Андрей Мошков. - В качестве примера можно привести автомобильную фуру, которая раньше ехала из Калининграда в Москву через Литву. Доставка 80 "кубов" грузов в этом случае обходилась в 100-150 тысяч рублей. Сейчас резервов для перевозки на паромах нет, и этот объем перевозчикам приходится размещать в двух сорокафутовых контейнерах. Их нужно арендовать, привезти в порт, перегрузить на судно, затем снова выгрузить и отвезти в Москву. В итоге доставка того же самого грузовика с товарами обходится уже в 350-400 тысяч рублей.

Новую программу запустили специально для Калининградской области, чтобы поддержать экономику эксклава в условиях санкций и ограничений сухопутного грузового транзита

В правительстве Калининградской области подчеркнули, что ситуацию с тарифами необходимо менять. При этом власти понимают, что учесть интересы всех грузоперевозчиков в равной степени, к сожалению, не получится. Связано это с разным характером грузов: одни компании везут цемент в биг-бэгах и железнодорожных вагонах, другие - металлопрокат, третьи - замороженные продукты в рефрижераторах. Каждая перевозка, равно как и содержание морского контейнера, оплачивается по отдельному прайсу.

- Наше предложение заключается в унифицированном тарифе, укрупненном на каждую позицию, будь то контейнеры, накатная техника, фрахтовая тонна для генерального груза и так далее, - рассказал вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов. - Сложившаяся ситуация с тарифами напрямую влияет на вопрос получения перевозчиками федеральной субсидии. Сегодня ее получают лишь две компании. Причины кроются в сложности определения индивидуальной стоимости груза и огромном количестве документов, которые необходимо предоставить. Поэтому многие перевозчики отказываются от господдержки.

Пока решение об унифицированном тарифе рассматривают в федеральном центре, улучшить ситуацию с морскими перевозками решили логисты региона. Так, одна из компаний-резидентов ОЭЗ Калининградской области стала первой фирмой, получившей государственную субсидию на развитие паромного и сухогрузного грузового сообщения. В развитие предприятия инвестор вложит более 290 миллионов рублей. Он закупит новое морское судно и обеспечит работой более сотни калининградцев.

Проект компании в конце 2022 года прошел конкурсный отбор на получение льготного займа под два процента годовых. Новую программу господдержки запустили специально для Калининградской области, чтобы поддержать экономику эксклава в условиях санкций и ограничений сухопутного грузового транзита. На эти цели из федерального бюджета выделили субсидию в 5,5 миллиарда рублей.

Льготные займы от 5,7 до 300 миллионов рублей уже получили 42 бизнес-проекта. При этом около трети компаний сосредоточились на логистике, включая покупку новых грузовых судов для укрепления транспортной безопасности Калининградской области. В 2023 году по программе распределят оставшиеся 2,2 миллиарда рублей, поддержку получат еще 20 бизнес-проектов.

Кстати

На морскую линию между Калининградской и Ленинградской областями вышел новый теплоход "Капитан Коковин". Перевозить судно будет преимущественно генеральные и навальные грузы. Его грузоподъемность составляет более трех тысяч тонн.

Цифра

815 тысяч тонн грузов перевезли на паромах в Калининград в 2022 году.