На обновленной Жатайской судоверфи в Якутии до 2036 года построят около 130 речных судов
Жатайскую судоверфь в Якутии сдадут до конца 2023 года. Об этом сообщил руководитель министерства транспорта и дорожного хозяйства северной республики Владимир Сивцев. Сроки неоднократно переносили, поэтому заявление министра стало очень важной новостью.
Именно от верфи зависит дальнейшее развитие судоходства на востоке всей Арктический зоны Российской Федерации. Дело в том, что поставлять речной флот из других регионов на Лену можно только через Северный морской путь, что невыгодно и по финансам, и по времени. А высокотехнологичное судостроительное предприятие, каковым станет ЖСВ, в год сможет производить до десяти речных и морских судов для перевозчиков, работающих на водных артериях - Яне, Колыме, Лене и в акватории Севморпути. Кроме того, здесь будут ремонтировать, модернизировать и утилизировать плавсредства.
С помощью этого предприятия правительство Якутии намерено до 2036 года построить около 130 речных судов. Это жизненно важно для северян, поскольку в период навигации в республике эксплуатируется более 700 судов, многим из которых перевалило за 38 лет при допустимом нормативе в 24 года.
Проект реновации включили в федеральную программу "Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений", и в июле 2019 года реконструкция ЖСВ началась. Судоверфь возводят на месте действовавшего с 1943-го судоремонтно-судостроительного завода. Мощности предприятия устарели, но многое из существующей базы будет использоваться на новом производстве.
- Сегодня на Жатайской судоверфи ведется сооружение блока корпусных производств. Строительная готовность - 57,7 процента, - рассказал "РГ" заместитель министра промышленности и геологии РС(Я) Семен Коркин.
Комплекс находится в поселке городского типа Жатай, в пятнадцати километрах от Якутска. Верфь строится на территории опережающего социально-экономического развития "Якутия". В работах принимают участие Балтийский и Средненевский судостроительные заводы Санкт-Петербурга.
В период навигации в Якутии эксплуатируется более 700 судов, многим из которых перевалило за 38 лет при допустимом нормативе в 24 года
Реконструкция предприятия должна была завершиться в конце 2021 года. Но сроки пришлось неоднократно сдвигать. Причин много. Вовремя не получилось привлечь внебюджетные средства на покупку оборудования. С опозданием были переданы земли под строительство. В связи с нехваткой оборотных средств медлила основная подрядная организация, что повлияло на график проведения конкурса по выбору исполнителя работ на отдельных участках.
Ситуацию также усугубили период пандемии, когда задерживались поставки строительных материалов и наблюдался массовый отток рабочих из числа мигрантов, а также аномально холодные зимы последних лет.
Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов
Сказались и санкции.
- Удорожание из-за них составляет порядка 1,7 миллиарда рублей, - отметил глава Якутии Айсен Николаев.
По его словам, чтобы в сложившейся ситуации республика могла сама управлять всеми процессами в части строгого соблюдения контрактов, на федеральном уровне принято решение о передаче всех акций АО "Жатайская судоверфь" в собственность Республики Саха (Якутия).