Zoom вслед за остальными IT-гигантами сократила 15% персонала. Что стоит за массовыми сокращениями

Сервис видеоконференций Zoom объявил об увольнении 1300 человек, что составляет 15% от общего числа сотрудников. Обращение генерального директора Zoom Эрика Юаня с информацией о сокращениях опубликовано на сайте компании. Это сокращение штата стало очередным в череде увольнений прокатившихся по крупнейшим IT-компаниям мира.

Zoom вслед за остальными IT-гигантами сократила 15% персонала. Что стоит за массовыми сокращениями
© Российская Газета

"За последние несколько лет Zoom стал незаменимым источником коммуникаций для компаний и частных лиц, а также всемирно признанным брендом. Независимо от того, были ли вы в Zoom с самого начала или присоединились к нам совсем недавно, вы сыграли важную роль в нашем развитии, и это делает сегодняшнее объявление особенно трудным. Мы приняли трудное, но необходимое решение сократить нашу команду примерно на 15% и попрощаться с 1300 трудолюбивыми и талантливыми коллегами", - так начинается письмо руководителя Zoom.

В качестве причины сокращений он называет "неопределенность мировой экономики". Также в письме говорится о 20% сокращении зарплаты топ-менеджменту компании и 98% сокращении зарплаты самого Юаня, а также отказа от годовых бонусов генеральному директору по итогам 2023 года.

После объявления о сокращениях, мерах по финансовому оздоровлению бизнеса и реструктуризации, акции компании поднялись на 9,85%. Тем не менее это не компенсировало 90% падение акций Zoom Video Communications к концу 2022 года относительно их пиковой стоимости в октябре 2020. За 24 месяца пандемии COVID 19 количество сотрудников Zoom выросло в 3 раза.

6 февраля, компания Dell - один и ведущих мировых производителей персональных компьютеров и серверного оборудования тоже объявила о сокращении 5% своего персонала (6650 человек) по всему миру.

"Dell сталкивается рыночными условиями, которые продолжают ухудшаться из-за неопределенного будущего", - написал содиректор по операционной деятельности Dell Джефф Кларк в служебной записке с которой ознакомились журналисты Bloomberg.

Еще один производитель ПК и серверов, компания HP, объявила в ноябре 2022 года о сокращении 6000 сотрудников, а Cisco и IBM планируют уволить около 4000 человек в ближайшее время.

Массовые сокращения персонала в мировом технологическом секторе начались в 2022 году и продолжились в 2023. По данным консалтинговой фирмы Challenger, Gray & Christmas Inc, в 2022 году мировой технологический сектор объявил о сокращении 97 тыс. рабочих мест, что на 649% больше, чем в предыдущем году. А по информации аналитиков из MarketWatch, в 2022 году более тысячи IT‑компаний сократили 154 тысячи сотрудников. Однако 2023 год может побить все рекорды по увольнениям.

С начала года 18 тыс. сотрудников уволила компания Amazon, 10 тыс. Microsoft и 12 тыс. Google. По данным информационного портала Layoffs.fyi. сокращения среди 313 технологических компаний с начала 2023 года затронули почти 98 тыс. человек. Не отстают и банки. От части белых воротничков отказались Goldman Sachs - 3200 и Capital One, сократившие 1100 человек. Досталось и криптоэнтузиастам. Биржа Crypto.com уволила 2500 сотрудников, Gemini - 100, а Coinbase - 950 человек.

Один из показателей, который используются для измерения инвестиционной стоимости таких компаний, - доход на одного работника. Эксперты считают, что сотрудник компании-разработчика программного обеспечения, такого как, например, Microsoft, должен приносить в год от 300 до 500 тыс. долларов прибыли. Массовый найм персонала во время пандемии снизил этот показатель, но акции технологических компаний все равно росли в цене на фоне 20-30% роста выручки.

Майкл Кусумано, заместитель декана школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте считает, что сейчас инвесторы изменили критерии оценки компаний и стали более осторожны, что сразу сказалось на стоимости акции и вызвало реакцию топ-менеджмента, который стал сокращать затраты и приводить показатели прибыли на одного сотрудника к доковидным значениям.

IT-компании оказались в ситуации "идеального шторма", - отмечает Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу "Яндекса". По его словам, это свидетельствует о том, что после периода безудержного роста техногиганты начинают становиться "как все", им тоже приходится переживать чередование взлетов и падений.