Пиар-секрет свердловской "долины мёртвых"

Издание "Октагон" неожиданно раскрыло "секрет Полишинеля". Оксана Панова, мать двойняшек от иноагента Ройзмана, заработает на пиар-сопровождении проекта строительства кремниевого завода в "Титановой долине". Знающие люди называли ее фамилию в связке с этой темой еще летом 2022 года, но тогда драматургический замысел барышни и Ко был не до конца понятен.

Пиар-секрет свердловской "долины мёртвых"
© Уралинформбюро

Салдинский протест

Для Евгения Куйвашева губернаторские выборы 2022 года должны были пройти в режиме максимальной тишины. Было решено, что, во-первых, он не позиционирует своего отношения к спецоперации. Во-вторых, в муниципалитетах Свердловской области купируются очаги социального протеста.

Поэтому идею строительства завода технического кремния омской Группы компаний "Титан" под боком у Верхней Салды было велено "заморозить" до осени. Но это не помешало чиновникам и журналистам кулуарно обсуждать, какие дивиденды заработает "на кремнии" Панова.

Сентябрьские выборы прошли, и Верхнюю Салду отдали пиар-асам на съедение. 40-тысячный город встряхнули 19 октября. На тот день были назначены публичные слушания по материалам оценки воздействия завода "Силарус" на окружающую среду. Несложное мероприятие "декоративного" характера – по итогам составляется протокол "прослушали – высказались". И даже если кто-то выступал против, эти голоса будут "для галочки".

Накануне события в мэрию поступила петиция против завода с шестью тысячами подписей, поэтому реальным организаторам слушаний – дирекции ОЭЗ "Титановая долина" мэрия предложила провести их в просторном помещении. Например, в тот вечер был свободен большой зал Дворца культуры.

Но из Екатеринбурга поступило указание предоставить зал городской администрации, где разместилось от силы около 70 человек. А примерно столько же горожан безуспешно пытались пройти в здание через кордон полиции.

Вполне возможно, что в эту гущу были отправлены заводилы, благодаря которым уличная "заваруха" попала на первые полосы СМИ. Это называется "буря в стакане кефира", причем "крайним" сделали… мэра.

Директор "Силаруса" Марина Красько не скрывала своих эмоций: "Я не ожидала такого ажиотажа вокруг этого мероприятия". Омичей поместили в условия повышенного давления.

Модерацию взяла на себя дирекция "Титановой долины" в лице пресс-секретаря Сергея Васильева. И было ощущение, что гостей не готовили к диалогу. Та же Красько взорвала зал неуместной критикой городских тротуаров, по которым она не может пройти на шпильках. А для дискуссии по технологическим вопросам в команде заводчан почему-то не оказалось нужного специалиста, и "силарусовцы" краснели и бледнели под градом вопросов пенсионеров.

Поверьте, презентацию-обсуждение проекта в 9 миллиардов рублей умелая пиар-команда сделала бы с блеском. А хитрые пиарщики провернули бы так, чтобы заказчик сел в лужу. В ней омичи и оказались, и, кстати, не впервой.

Ранее этот проект пытались "приземлить" в Новоуральске, но помешали протесты жителей и отсутствие налоговых послаблений. Там омскому бизнесмену Михаилу Сутягинскому помогала Корпорация развития Среднего Урала. Когда говорят "Титановая долина" – подразумевают КРСУ. Так что складывается впечатление, что Сутягинского десять лет водят в Екатеринбурге за нос.

Ловушка на резидента

Только в 2020 году из "Титановой долины" ушли два крупных резидента, обвинив руководство Особой экономической зоны в срыве обязательств по проектным работам и возведению инфраструктуры. Это – потеря 16 миллиардов рублей инвестиций.

Генеральный директор ОЭЗ "Титановая долина" Андрей Антипов

Как признавался гендиректор ОЭЗ Андрей Антипов в 2021 году, из 20 номинальных резидентов работают всего четыре – "Урал Боинг Мануфэктуринг", "Миникат", "Зибус" и "Уральский завод гражданской авиации". Причем, УЗГА находится не в Верхней Салде, а в Уктусе под Екатеринбургом. Выручка резидентов в позапрошлом году составила 9,8 миллиарда рублей. Для сравнения: выручка резидентов ОАО "Алабуга" в Татарстане в тот год составила 135 миллиардов, а объем выплаченных налогов – 11 с лишним миллиардов.

В мифологии "Титановой долины", которую справедливее называть "долиной мёртвых", меняются названия потенциальных резидентов, не меняется лишь ощущение, что этот проект – большой "развод" за государственный счёт. Ну, и проблемы с законом (уголовное дело экс-директора ОЭЗ Кызласова – только верхушка айсберга).

Бывший глава ОЭЗ "Титановая долина" Артемий Кызласов

Вероятно, "Силарус" – новая оригинальная страница в истории "Титановой долины". Во-первых, никто не планировал в ОЭЗ металлургическое производство. Во-вторых, никто не заходил туда со скандалом и пиар-асами.

Для пиарщиков и адвокатов лучший клиент – это проблемный клиент. И нет ничего зазорного – добавить ему лишние головные боли. Панова – мастерица интриг и перевертышей.

Проект кремниевого завода ранее последовательно отвергли в Омске, Новоуральске, Златоусте. "Все проблемы идут от наночастиц, которые меньше микрона, а их рукавные фильтры в лучшем случае позволяют улавливать частицы более двух микрон. И то это под большим вопросом", – заявил "Уралинформбюро" один из экспертов, присутствовавших на слушаниях в Верхней Салде.

Экологические проблемы завод, разумеется, создаст. И в первую очередь своим соседям по "Титановой долине". Они никак не ожидали, что у них под боком будут расположены печные трубы. Налицо ситуация "идеального шторма", когда все складывается против Михаила Сутягинского. Сюда следует добавить традиционные пугалки для приезжих о безбашенных эко-активистах и кровожадных СМИ Екатеринбурга.

Ремейка знаменитого "скверного протеста", конечно, не будет, но в нынешней политической ситуации любая негативная гражданская активность может дорого обойтись тому, кто её спровоцировал. Тут как раз некто во власти мог сказать бизнесмену – нет нерешаемых проблем, вопрос в цене их решения и исполнителях.

Это идеальная схема маскировки денежной благодарности власть имущим. Определить цену пиар-услуг в смете строительства завода можно в тысячную процента, а можно и в 1%, да и поболее. Частного инвестора в этом никто не ограничит и не проверит. 1% от 9 миллиардов это, кстати, 90 миллионов рублей.

Верхняя Салда становится полигоном для обкатки новой лоббистской технологии. В ней давно нуждаются те, кто не хочет сесть за банальную взятку.

Например, кому-то захотелось построить в Свердловской области "грязный" завод. Был такой проект сурьмянного завода, который не смогли пристроить в Дегтярск и Асбест. Корпорация развития Среднего Урала вместе с Оксаной Пановой возьмутся подсобить: мэров "построят", прессу "подкормят", общественность "разведут".

Тезисы для насыщения региона подобными проектами даже придумывать не придется: обороноспособность требует жертв, импортозамещение превыше экологической повестки, "зелёные" – это потенциальные иноагенты. В ближайшее время мы увидим, как пиар-асы будут отрабатывать контракт по "Силарусу". Мэра Верхней Салды они уже "съели".

Вадим ДЫНИН