Российские пивовары просят отменить систему учета пива и сидра на предприятиях
Российские пивовары просят отменить обязательную систему учета пива и сидра на предприятиях, так как эту функцию уже выполняет программа маркировки, пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо Союза пивоваров России и Ассоциации крафтовых пивоварен руководителю аппарата правительства России Дмитрию Григоренко.
По действующему законодательству производители пива и пивной продукции, сидра, пуаре и медовухи должны устанавливать автоматическую систему учета и передавать данные в Росалкогольрегулирование в случае выпуска свыше 300 тысяч декалитров напитков в год.
В 2021 году это требование захотели ужесточить: Госдума приняла в первом чтении законопроект о реестре пивоваров, который снижал минимальный предел до 100 тысяч декалитров. Сейчас документ включен в примерный план работы Госдумы на февраль этого года. Как новые правила отразятся на пивном рынке, спросили у его участников.
Алексей Небольсин, член президиума «Опоры России»:
«Пивовары находятся в шоке. После того как пивоваренный бизнес получил маркировку, которая упадет на плечи в этом году, еще подошел законопроект, который вводит обязательное требование установить счетчики. И плюс всеобщая тотальная проверка. Это на фоне того, что у нас объявлен мораторий на внеплановые проверки. А пивоваренный бизнес не может понять, чем же он прогневил и законодателей, и всех вообще вокруг, потому что нет ни одного случая отравления. В нем нет контрафакта, и очень большой вопрос, каковы объемы безакцизного оборота. Тем не менее он получает максимальную нагрузку, мы фиксируем рост предложений по продаже пивоваренного бизнеса под ключ, продавалось в сентябре 28 пивоваренных производства, на сегодняшний день уже больше 100, люди бегут из бизнеса. Установили счетчики — это минимум 6-7 млн рублей, установим маркировку — от 400 тысяч и до десятков миллионов, и подверглись еще и тотальной проверке. Для потребителей это выльется в резкое удорожание продукта».
Ораз Дурдыев, исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes, которая производит бренды Hoegaarden, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel:
«Важно отметить, что к крупным пивоварам никогда не возникало никаких вопросов с точки зрения уплаты акцизов как раз-таки потому, что у них стоят все необходимые системы контроля и прослеживаемости на данный момент. Мы считаем, что с точки зрения контроля и прослеживаемости условия должны быть абсолютно равные для всех участников рынка, вне зависимости от их размера. И если какие-то преференции могут где-то предоставляться в зависимости от размера, то точно не в контроле добросовестности уплаты налогов. Поэтому, на наш взгляд, установка счетчиков на производителя до тысячи декалитров на первом этапе, а в последующем вообще снижение, чтобы весь рынок был покрыт. Это является необходимой мерой, которая не будет дублировать маркировку, а ее дополнит, поскольку сейчас мелкие и средние пивовары имеют заявительный характер тех объемов, которые они производят, то есть недобросовестный производитель может заявить гораздо меньшее количество, чем он на самом деле произведет. Если у него не будет счетчиков, из которых один стоит на трубе, а второй стоит на линии, где будет понятно, сколько у него в принципе жидкости прошло и через трубу, и сколько потом было разлито, то полной прозрачности добиться будет невозможно, потому что он фактически замаркирует именно тот объем, который он заявил, а не тот, который фактически прошел через его производственные мощности».
Павел Ольшанский, владелец пивоварен Tru Ale и «Варяг»:
«Всем этим контролем контролируется одно и то же, только с разных сторон, но результат один и тот же. И основная проблема здесь заключается в том, как я это вижу, что страдают от этого как раз те, кто являются законопослушными предприятиями. А те, кто работает вчерную, их это вообще не касается, они не платят акцизы, не платят налоги, у них нет административной нагрузки, у них вообще ничего нет, и весь этот контроль номинальный. Мне вообще кажется, что это все придумано для тех, кто производит программное обеспечение и продает оборудование, а потом еще и обслуживает, потому что все это программное обеспечение — настройка, оплата, покупка оборудования — вроде в моменте все понемножку недорогое, но требует постоянного обслуживания, плюс наше Росалкогольрегулирование постоянно что-то меняет. После того как они что-то поменяют, как правило, месяц это вообще не работает либо никак, либо работает очень плохо. Хороший пример — это прошлый год, перед Новым годом решили поменять правила ввода в федеральный реестр алкогольной продукции. В результате перед Новым годом, я думаю, что единицам удалось ввести новую продукцию, большинство вводили уже, по-моему, в конце Нового года, то есть на новогодние праздники никто не смог выйти с новой позицией на рынок».
Накануне пивовары России заявили о высокой зависимости от импорта хмеля и о готовности стимулировать его производство в стране. об этом сообщили в Ассоциации производителей пива. По их словам, в настоящее время члены ассоциации вынуждены импортировать до 100% необходимого им объема хмеля. В России пока культивируется менее 5% от общей потребности производителей, а его качество не всегда удовлетворяет современным требованиям индустрии.