Войти в почту

Останется ли Россия с электроникой после отказа Райффайзенбанка принимать платежи в долларах?

Райффайзенбанк оставался одним из немногих, кто продолжал помогать российским компаниям расплачиваться с зарубежными контрагентами в долларах. Но теперь и он сворачивает эту деятельность. Просто потому, что банки-корреспонденты (американские) перестают проводить такие платежи из России. Причем неважно, куда именно направляются доллары — в США, Турцию, Индию или Казахстан. Важно, что это доллары.

Останется ли Россия с электроникой после отказа Райффайзенбанка принимать платежи в долларах?
© BFM.RU

Если сегодня расчеты за электронику в этой валюте останавливает «Райффайзен», завтра так, скорее всего, сделают и все остальные (немногие оставшиеся), кто такие платежи проводил. Более того, не факт, что проблемы возникнут только с расчетами за электронику. Ограничения, о которых речь идет сейчас, касаются 84, 85 и 90-й групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. К таким товарам относятся оборудование, инструменты, аппаратура.

С одной стороны, официально под санкциями товары из 84-й и 85-й групп, которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации. Есть более или менее очерченный перечень. Но с другой — кто будет вникать? Задается вопросом гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло, чья компания работает в том числе с Райффайзенбанком:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «На каком уровне будет приниматься решение, является ли тот или иной товар санкционным? В каких-то кабинетах сидят эксперты данного груза. Они так хорошо понимают все эти регламенты? Это проблемная штука, потому что, если они увидят 84-ю группу, могут сказать: «А, ну это точно товар санкционный». А это может быть не санкционный, а любой товар, который втыкается в розетку, понимаете, это может быть 84-я или 85-я группа — какой-нибудь нагреватель или чайник. Это, конечно, серьезная проблема».

Выход — оплата товаров в юанях. Помогает не со всеми, но многие контрагенты уже перестроились, утверждает продавец электроники на маркетплейсах Михаил:

— В принципе, все компании готовы принять и доллары, и юани. В основной массе производители товаров раньше просили доллары, сейчас они уже просят именно юани.

— Если в Турции закупают?

— В Турции однозначно доллары.

— Как мы им в долларах оплачиваем?

— Сейчас единственный способ — перелет туда и напрямую оплата наличными. Либо же это карго-компании, то есть компании, которые занимаются прямыми поставками из Турции в Россию.

То есть в схеме обязательно появляется посредник. И так почти везде: и с Казахстаном, и с Эмиратами. Но это работает. И еще как, указывает техноблогер Wylsacom Валентин Петухов, напоминая о том, что в начале февраля флагманские смартфоны Samsung Galaxy появились в России раньше, чем где-либо еще. Аналогичная ситуация с теми же iPhone. Казалось бы, американская компания, расчеты — в долларах. Но iPhone никуда не исчезли. Просто еще с весны прошлого года у Apple напрямую их в России никто не покупает. Эта компания ушла с российского рынка одной из первых. А iPhone не ушли. Схемы у всех разные — зависят от объемов поставок и так далее. С кем-то удается рассчитываться в местных валютах, а кто-то работает через крипту. Примечательно, что рассказывать под запись о том, как сейчас все устроено, ни один из опрошенных Business FM импортеров этих гаджетов не захотел. Но факт налицо. Хочешь iPhone — иди и покупай, продолжает Wylsacom:

Валентин Петухов блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom «Наши предприниматели, как правило, очень шустрые, во многом обгоняют своих западных коллег. Как добыть тот или иной товар, как его сюда привезти с наименьшим количеством этих самых «колен», они знают, схема уже отработанная. И, как мне говорили многие люди, раньше нужно было соблюдать определенные правила игры, которые устанавливались западными коллегами. Сейчас, в силу того что накладываются санкции, мы находимся в режиме Дикого Запада. Многие схемы, которые раньше были невозможны в силу этических вопросов или деловых отношений, сегодня в полной мере применяются исходя из мысли: «Мы тут все вне правовых полей, так зачем пытаться соблюдать какие-то старые этические нормы? Давайте покупать, продавать так, как выгодно».

Но это не то чтобы повод для гордости. Большинство с удовольствием продолжили бы работать в легальном поле с официальными производителями и поставщиками. Но мы живем и работам в тех условиях, которые есть.