В Курской области усилили меры поддержки экспорта

Объем экспорта курских товаров по-прежнему превышает показатели импорта более чем в два раза. И пока крупные промпредприятия перестраивают рынки сбыта, открывая новые направления, средний и малый бизнес не верит в саму возможность поставок за рубеж. Как изменить ситуацию и расширить экспортные потоки, обсудили на первой встрече созданного в регионе Клуба экспортеров.

В Курской области усилили меры поддержки экспорта
© Российская Газета

Новые границы

Министр промышленности, торговли и предпринимательства региона Михаил Аксенов отмечает, что закрытые границы европейских стран в первое время больно ударили по бизнесу.

- Наш Михайловский ГОК 30 процентов поставок направлял как раз в европейские страны, - подчеркнул он. - И конечно, когда это прекратилось, снижение оказалось заметным.

Это не единственный пример. Конечно, как отмечают чиновники, логистические цепочки, ведущие в Европу, стали настраиваться через третьи страны. Но, во-первых, этот процесс потребовал времени, а во-вторых - изменились условия и стоимость товаров и услуг. Так или иначе, курским экспортерам тоже пришлось перестраиваться. Они развернулись на Восток. Страны Азии и Африки, заинтересованные в сотрудничестве и ранее, теперь стали более активны.

Министр экономического развития Курской области Левон Осипов уточнил, что в настоящее время местные товары экспортируются в 98 иностранных государств, а соотношение экспорта к импорту по-прежнему составляет традиционные для региона пропорции - 70 на 30. При этом объем поставок в Китай вырос более чем в три раза, увеличение показателей фиксируется и в торговле с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией. Помимо этого есть и примеры, когда иностранные государства, настроенные недружественно, продолжают приобретать курские товары.

Как подсчитали аналитики, меры поддержки компенсируют экспортерам до 10 процентов выручки

- К слову, Ирландия, Польша и Латвия сохраняют свои 15 процентов в общем объеме нашего экспорта, - отметил Левон Осипов.

Чиновники отмечают, что помимо поиска новых рынков сбыта за рубежом курские производители следуют еще одному важному тренду: они инвестируют в модернизацию и расширение своих площадок ради выпуска продукции, востребованной не только внутри страны с целью импортозамещения, но и на мировом рынке. Это товары, способные конкурировать с продукцией из других стран. Примеров таких вложений множество - от новых инвестпроектов металлургов, сделавших ставку на глубокую переработку руды, до агропромышленного комплекса, где стали наращивать выпуск халяль-продуктов.

Кредиты и истории

Михаил Аксенов отмечает, что экспортеров в регионе изначально поддерживают не столько как поставщиков товаров на мировой рынок, что, безусловно, накладывает на такие компании дополнительные обязательства, сколько в принципе как важный для экономики региона бизнес. Это и сопровождение новых инвестпроектов в режиме одного окна, и льготные займы фондов развития промышленности, и специальные инвестиционные контракты.

Все это для начала позволяет компаниям приступить к выпуску новой продукции, востребованной в том числе и за рубежом, или банально нарастить объемы.

- Более 26 миллионов рублей на модернизацию производств в минувшем году получили три наших крупных производителя, - приводит пример Михаил Аксенов. - Ресурсами регионального фонда поддержки промышленности бизнес воспользовался почти на 70 миллионов рублей, еще 19 миллионов рублей направили пострадавшим от антироссийских санкций компаниям.

Когда же речь заходит непосредственно об экспортных поставках, то сами промышленники называют две меры поддержки, без которых очень сложно обойтись.

- Первая - это, конечно, компенсация затрат на логистику, - отмечает глава клуба экспортеров, представитель Курского аккумуляторного завода Алексей Бойко. - Это затратно и для опытных предпринимателей, а для начинающих - тем более. Вторая мера - финансирование участия компаний в выставочной деятельности.

Михаил Аксенов отмечает, что в минувшем году почти 45 миллионов рублей направили на компенсацию транспортных расходов курских экспортеров.

- При этом в компаниях сначала сомневались, использовать ли эту поддержку, - говорит он. - Нам пришлось настоять на этом. После же бизнес поверил, что это эффективно и выгодно.

Международные выставки, как отмечают и чиновники, и сами промышленники, могут обернуться настоящими историями успеха. Так, курские предприятия представили свою продукцию на 15 площадках. Результат теперь считают в долларах США: контракты заключены на семь миллионов.

В целом же, как подсчитали аналитики, меры поддержки компенсируют экспортерам до 10 процентов вложений. Однако и этот показатель может вырасти: поставщиками товаров за рубеж пока редко становятся малые и средние компании, но эксперты надеются, что тренд изменится кардинально.

Наука продавать

Малый и средний бизнес ориентируют на международную торговлю, в том числе на специализированных маркетплейсах. Компаниям помогают создавать сайты на иностранных языках и проходить необходимую сертификацию продукции. Но самое важное здесь, как отмечают представители бизнес-сообщества, обучение сотрудников особенностям внешней торговли.

Глава Курского областного центра поддержки экспорта Дмитрий Мелютин отмечает, что зачастую в компаниях попросту не хватает квалифицированных кадров - тех же логистов, которые бы выстроили систему экспорта выгодным для фирмы образом. Впрочем, спектр нужных рынку специальностей гораздо шире.

Исполняющий обязанности директора института экономики и управления Курского госуниверситета Владимир Артемов рассказывает, что обучать тонкостям внешней торговли в вузе уже начали, причем как раз при поддержке и тесном взаимодействии со структурами Российского экспортного центра. Повысить квалификацию и обучиться здесь могут и студенты вуза, которые решили сделать свою карьеру в любой из сфер - от логистики и до таможенного дела, и сотрудники предприятий, у которых образование и опыт работы уже есть, но не хватает или знаний, или уверенности в себе.

Однако ученые, в свою очередь, попросили представителей бизнеса о сотрудничестве: подготовка кадров без практики на реальном предприятии не даст желаемой пользы ни одной из сторон, поэтому в вузе надеются, что экспортеры - как уже состоявшиеся, так и будущие - откроют двери предприятий для студентов. И кто знает, возможно, производственная практика или стажировка обернется для сегодняшнего студента карьерным успехом, а для компании - высокими продажами на экспорт и мировой известностью.

А как у соседей

В Липецкой области, где значительная часть предприятий - с иностранным участием, ориентир на экспорт продукции был выбран много лет назад. Весной минувшего года многие компании, как и в стране в целом, оказались вынуждены и искать новые рынки сбыта. Тогда некоторые аналитики строили пессимистичные прогнозы о катастрофическом снижении экспортных объемов. Однако совсем недавно на совещании в аппарате правительства РФ курирующий инвестиции и экономику замглавы Липецкой области Сергей Курбатов заявил о том, что объем экспортных поставок продукции, несмотря ни на что, в сложном минувшем году остался на том же уровне, что и до санкций. Теперь же этот показатель намерены увеличить - все инструменты для этого есть.