Еще четыре российских банка могут попасть под санкции ЕС

Западные СМИ сообщают о содержании десятого пакета санкций, который Евросоюз примет на следующей неделе. В список могут попасть еще четыре крупных банка. Называются три из них: это Альфа-банк, Тинькофф банк и Росбанк — их могут отключить от SWIFT.

Еще четыре российских банка могут попасть под санкции ЕС
© BFM.RU

Перечисленные в публикации Bloomberg банки — последние из крупных, которые не контролируются российским государством и которые еще не попали под европейские санкции. Правда, самый большой частный Альфа-банк находится в американском санкционном списке, так же как и президент «Интерроса» Владимир Потанин. Его структуры контролируют два других банка, о которых идет речь. При этом Тинькофф банк под ограничения пока не попал — в отличие от Росбанка, который в декабре был внесен в санкционный список Минфина США.

На первый взгляд, выбор именно этих трех банков — а четвертый в публикациях не называется — далеко не очевиден. Санкционную логику европейцев попытался объяснить член правления РСПП Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «С одной стороны, владельцы уже в санкционных списках, с другой стороны, их принадлежность к группам, которые близки к осуществлению ряда государственных планов, инструкций и так далее и тому подобное. Таким образом, да, они лишаются возможности переводить средства своих клиентов в разрешенных объемах, меняя их, предположим, из рублей в доллары, евро и переводя в страны «недружественных» юрисдикций. Это будет способствовать оттоку состоятельных и образованных клиентов. В целом лассо затягивается, и политическая цель санкций — это сделать все максимально неудобным для РФ и ее граждан с тем, чтобы вызвать соответствующие настроения и протесты».

Санкции в отношении финансового сектора, наверное, одни из самых чувствительных и для россиян, и для российского бизнеса. Кто-то сталкивается с проблемами при переводе долларов и евро родственникам за границей. Компании не могут проводить расчеты в резервных, или, как теперь принято говорить, «недружественных», валютах. Но на практике мало что изменится, если упомянутые банки отключат от системы SWIFT, а именно это, по сведениям Reuters, грозит Альфа-банку, Росбанку и Тинькофф банку. Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Что Росбанк, что «Тинькофф», собственно, и не отправляли переводы за рубеж, и, в общем-то, уже давно к этому решению были готовы. Поэтому для их клиентов не изменится ровным счетом ничего, и кажется, что и на бизнес этих банков это никак не повлияет, потому что, в общем-то, решение со стороны ЕС было очень сильно предсказуемым. Сам по себе факт отключения их от евро никак на бизнесе не скажется, потому что они и так уже давно не пользуются этими возможностями».

При этом нельзя сказать, что трансграничные валютные переводы вообще недоступны россиянам. Есть еще платежные системы, которые позволяют отправлять доллары в другие страны, хотя, конечно, все это связано с определенными трудностями. Есть также Райффайзенбанк, который, правда, на днях перестал принимать долларовые платежи за электронику, но не отказался полностью от валютных операций.

Что касается других мер, которые, предположительно, будут в десятом пакете санкций ЕС, то, по информации западных информагентств, европейцы введут торговые ограничения на поставки российским военным технологий, тяжелых транспортных средств и электроники. Хотя это и так уже находится под санкциями. The Wall Street Journal вносит немного конкретики: под запрет попадут поставки в Россию оборудования для испытаний полупроводников на производстве.

Помимо прочего, ЕС хочет ограничить занятие гражданами России руководящих должностей в критически важных инфраструктурных предприятиях и организациях Европы. Хотя, надо думать, россиян и так там уже нет. Сложно придумать, что еще можно запретить. С каждым новым пакетом санкций выбрать тех, кто в него попадет, становится все труднее.