Войти в почту

Комитет по контролю обсудил подходы к совершенствованию контрольно-надзорной деятельности

Во вступительном слове Первый заместитель Председателя Комитета по контролю Михаил Романов отметил, что расширенное заседание — это первая масштабная встреча по теме контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает как обеспечение прав российских граждан, так и создание комфортной бизнес-среды. Парламентарий отметил, что за время работы восьмого созыва Государственной Думы произошли беспрецедентные изменения в регулировании контрольно-надзорной деятельности.

Комитет по контролю обсудил подходы к совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
© duma.gov.ru

«Благодаря принятым решениям серьезно снизилась нагрузка на бизнес в 2021–2022 годах. По данным Минэкономики, в 2022 году число проверок достигло исторического минимума за всю историю. Сокращение стало возможным благодаря мораторию и тому, что вступивший в силу закон о контроле заложил хорошую основу, которая сегодня развивается», — сказал Михаил Романов.

Механизм регуляторной гильотины позволил существенно снизить административную нагрузку на бизнес, обеспечивая при этом безопасность потребителя. Михаил Романов напомнил, что Президентом РФ в ходе XXV Петербургского международного экономического форума был дан старт очередному этапу реформы контрольно-надзорной деятельности.

«На протяжении работы Государственной Думы текущего созыва нами был принят ряд законопроектов, направленных на устранение пробелов и противоречий в регулировании КНД», — отметил он.

Михаил Романов озвучил ряд предложений Комитета по контролю в части совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Среди них снижение числа проверок, развитие электронных сервисов для коммуникации, а также внедрение инструмента рискориентированного подхода.

В ходе обсуждения позицию Правительства представил замдиректора Департамента обеспечения регуляторной политики Андрей Спиридонов. Он отметил, что без взаимодействия с Комитетом ГД по контролю «в короткие сроки принять такого рода закон было бы невозможно. Он внес существенный вклад в снижение административной нагрузки, сократилось число проверок. На федеральном, региональном и местном уровне принято более 20 тыс. нормативных актов».

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова позитивно оценила эффекты регуляторной гильотины. «В ходе анализа эффективности контрольно-надзорной деятельности отмечаю важность внедрения инструментов управления рисками».

Сокращение в два раза общего числа проверок и практически в три — проверок малого бизнеса стало положительным итогом реформы. Статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Алексей Херсонцев подчеркнул, что продолжилась многолетняя тенденция к снижению проверок. «Основной акцент следует делать на профилактику и проведение профилактических мероприятий. Запрет на привлечение к административной ответственности без проведения проверки также является необходимым и важным шагом наравне с инструментом предостережения, который активно используется нашими коллегами из надзорных ведомств», — отметил в своем докладе Алексей Херсонцев.

Депутаты Комитета по контролю обратили внимание заместителя Министра экономического развития на ряд вопросов в сфере государственного контроля. По мнению Первого заместителя Председателя Комитета по контролю Дмитрия Гусева, необходимо ужесточить контроль за рядом предприятий. Член Комитета Леонид Ивлев в свою очередь поднял тему интеграции новых субъектов в части контрольно-надзорной деятельности.

Свои позиции в ходе обсуждения также озвучили представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МЧС, комитетов Государственной Думы, регионов и бизнес-сообщества.

По итогам заседания Комитет по контролю подготовит решение, в котором отразит основные итоги обсуждения, в двухнедельный срок соберет предложения и обсудит концепцию совершенствования контрольной деятельности, предложенную Минэкономразвития.