В СП заявили о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС РФ

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Используемая при планировании Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ выездных налоговых проверок (ВНП) система критериев риска требует совершенствования. Это следует из имеющегося в распоряжении ТАСС текста отчета Счетной палаты по результатам оценки эффективности таких проверок, проводимых налоговой службой.

"Система критериев риска, применяемая ФНС России при планировании ВНП, требует дальнейшего совершенствования. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам анализа организации и проведения ВНП в 2019-2021 годах", - говорится в документе.

Как пояснил аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин, ФНС РФ уже с 2007 года применяет риск-ориентированный подход при планировании и назначении выездных налоговых проверок. "Однако несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода, в исследуемом периоде наблюдался рост удельного веса безрезультативных проверок организаций с 4,8% в 2019 году до 5,4% в 2021 году. Средняя продолжительность ВНП также не имеет тенденцию к снижению. В то же время уменьшается количество налогоплательщиков, в отношении которых проводятся ВНП, - с 8 167 в 2019 году до 7 167 в 2021 году", - сказал аудитор.

Результаты анализа

Он отметил, что одним из ключевых факторов результативности ВНП является качество предпроверочного анализа налогоплательщиков, отобранных для проверки. При этом с 2019 года обязанность налоговых органов по осуществлению мониторинга результативности предпроверочных мероприятий не регламентирована. Соответственно, единых подходов к его проведению у налоговых органов нет.

"В настоящее время мониторинг качества предпроверочного анализа проводится менее чем в половине региональных управлений ФНС. При этом проведенный Счетной палатой сравнительный анализ выявил значительные расхождения между планируемыми показателями по итогам предпроверочного анализа и фактическими результатами выездных проверок. Так, в 62% случаев результаты предпроверочного анализа были выше результатов ВНП, в 35% случаев - ниже, и только в 0,5% случаев они были сопоставимы", - сказал Батуркин.

По его словам, также анализ показал, что в ходе предпроверочного анализа запрашивается достаточно большой объем документов, что создает дополнительную административную нагрузку на бизнес.

"Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тыс. требований о предоставлении более 124 тыс. документов. Из них более 86% требований было направлено контрагентам налогоплательщиков. При этом в 45,2% случаев налогоплательщики по результатам предпроверочного анализа не включаются в план ВНП по причине неподтверждения рисков, на основании которых они отобраны", - пояснил Батуркин.

Аудитор сообщил также, что отдельное внимание в ходе анализа Счетная палата уделила проблеме уплаты налогов, пеней и штрафов, доначисляемых по итогам выездных налоговых проверок. Как показало исследование, только треть доначисленных налоговых обязательств поступает в бюджет в добровольном порядке. Остальные суммы налоговым органам приходится взыскивать.

"При этом предусмотренная Налоговым кодексом возможность получения рассрочки по внесению доначисленных платежей налогоплательщиками практически не востребована. Так, в исследуемый период в налоговые органы поступило всего 97 заявлений от 95 налогоплательщиков о предоставлении такой рассрочки. При этом потенциальная возможность обращения за рассрочкой по данному основанию имелась в 2 425 случаях на сумму более 90 млрд рублей", - сказал Батуркин.

Влияние проверок на бизнес

В отчете отмечается, что в рамках анализа Счетная палата также сравнила показатели деятельности проверенных организаций и тех компаний, которые не подпали под проверки. Полученные результаты показали существенную разницу по основным финансовым показателями, что позволяет сделать вывод о влиянии ВНП на деятельность проверяемых компаний.

"Вместе с тем однозначно говорить о том, что налоговые проверки наносят непоправимый ущерб деятельности компаний, будет некорректно. Для этого нужно проводить более глубокое исследование", - отметил Батуркин.

Как отмечается в отчете, несколько выявленных Счетной палатой проблем в области проведения ВНП были устранены ФНС уже в ходе проведения проверки или были приняты меры для их решения.

"Ряд шагов, которые делает налоговая служба, по времени совпали с проведением нашей проверки. Многие узкие места, риски, на которые мы в самом начале проверки обращали внимание, так или иначе решаются", - заключил Батуркин.

Единый налоговый счет

Председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, ознакомившийся с отчетом, обратил внимание Счетной палаты на проблему применения института единого налогового счета, который начал внедряться ФНС России с 1 января 2023 года.

"В комитет поступает много обращений субъектов Российской Федерации, указывающих на несовершенство данного механизма и необходимость его доработки. Так, применение единого налогового счета привело к существенному снижению в 2023 году налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты и возникновению временных кассовых разрывов в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это связано главным образом с порядком определения принадлежности денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, когда поступления от налога на доходы физических лиц, который является главным доходным источником бюджетов муниципальных образований, используются для погашения задолженности по налоговым платежам, зачисляемым в федеральный бюджет", - сказал Артамонов.

Он добавил, что задача повышения эффективности налоговой системы РФ настоятельно требует совершенствования существующих процедур и методов налогового контроля и разрешения имеющихся проблем и противоречий, обусловленных отсутствием законодательной регламентации или нечеткой регламентацией его процедур.