Войти в почту

Почему уральцы забросали жалобами Банк России: санкции, доходы и безграмотность

Правила игры поменялись Более половины всех жалоб, написанных регулятору жителями «матрешки», связаны с работой банков. При этом число таких обращений за год выросло на четверть. «Рост произошел за счет жалоб, связанных с санкционной тематикой, их пик пришелся на март – апрель. Чаще всего потребители финуслуг обращались по вопросам предоставления кредитных каникул и реструктуризации ссуд, снятия и переводов иностранной валюты», – поясняют в пресс-службе тюменского отделения Банка России. На втором месте – микрофинансовые организации. На эти конторы приходится четверть всех жалоб. Но отмечается и довольно тревожная тенденция: таких обращений регулятор зафиксировал в прошлом году в два раза больше. По данным ЦБ, в основном люди обращались по поводу реструктуризации микрозаймов, возврата долга, взимания комиссий и навязывания дополнительных услуг. Директор Курганского филиала Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук и профессор Сергей Орлов отметил, что рост числа обращений в определенной степени обусловлен событиями 2022 года. «В отношении России были введены беспрецедентные незаконные внешние ограничения со стороны бывших партнеров из недружественных стран, что привело в моменте к возникновению локальных шоков на финансовых и товарных рынках, способствовало разрушению налаженных цепей поставок и бизнеса», – напомнил Орлов. Профессор уточнил, что в результате произошел существенный скачок инфляционных ожиданий, рост банковских процентных ставок, страховых тарифов и премий, падение курсовой стоимости нацвалюты и ценных бумаг, увеличение сроков поставки запчастей, их стоимости и другие негативные события. «Произошли значительные сбои в работе фининститутов. Большинство финорганизаций в кардинально изменившихся условиях не сумели корректно, без потерь для качества обслуживания и повышения цен перестроить работу. Как следствие, определенное непонимание ситуации и недовольство возникло у граждан, что и привело к росту количества обращений», – считает Орлов. При этом рост жалоб от жителей «тюменской матрешки» значительно превышает средний по стране (по РФ рост обращений в ЦБ составил 18,4 %). По мнению Сергея Орлова, основная причина опережающих показателей «матрешки» заключается в том, что для жителей региона характерны более высокие средний уровень доходов и интенсивность взаимодействия с финансовыми организациями. «Регион традиционно занимает лидирующие позиции в федеральном рейтинге среднего уровня доходов населения. Соответственно, жители чаще приобретают ценные бумаги, кредитные и страховые продукты, более активно пользуются различными финуслугами. Думаю, рост количества обращений связан и с этой причиной», – заключил Орлов. Изменить ситуацию позволит повышение финансовой грамотности, считает эксперт. Понимание сути финансовой операции позволит избежать многих негативных ситуаций: от предотвращения случаев мошенничества до исключения элементарных ошибок при оформлении кредитов. Ситуация прогнозируемая Экономист, младший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Александр Трынов согласился, что большой рост обращений действительно связан с санкциями, которые были введены посла начала СВО. «Правила игры на финансовой сфере очень быстро поменялись, конкретные потребители не успевали быстро приспособиться к ним. Что вчера можно было сделать без проблем, сегодня уже нельзя, или это стало дороже. Банки меняли условия обслуживания или проводили принудительные операции, поэтому люди жаловались», – пояснил эксперт. Как отметил Александр Трынов, ставка Центробанка РФ практически сразу после начала СВО резко выросла более чем на 20 %, чуть ли ни в три раза. А в большей части всех кредитов ставка процентная привязана к ставке ЦБ, поэтому людям пришлось платить не 7–10 %, а сразу же 20–25 %. Естественно, это не могло не вызвать волны недовольства и обращений в Банк России, констатировал эксперт. «Сейчас все устаканилось. Нормативные базы меняются, все приспосабливаются и в банковской, и в страховой деятельности, ведутся разъяснения. Не думаю, что стоит переживать по этому поводу. Банки, особенно крупные, все предписания ЦБ соблюдают достаточно строго, не думаю, что есть злоупотребления. Ситуация прогнозируемая и понятная», – пояснил Трынов. Страховщики не справились с ОСАГО На третьем месте с долей 15 % – жалобы на страховщиков. И здесь количество обращений за год выросло вдвое. При этом подавляющее большинство, свыше 70 % жалоб, приходилось на ОСАГО. Жители «матрешки» заявляли регулятору о неверном применении коэффициента бонус-малус (показатель аварийности, который используется при расчете стоимости страховки), нарушении сроков выплат и низком размере возмещения. По данным Банка России, рост жалоб на неверное применение коэффициента был вызван потоком шаблонных запросов, которые формировали платные сайты-посредники, причем эти запросы не содержали всей необходимой информации и заведомо не предусматривали решение вопроса заявителей. «Не только финансовый сектор, но и страховые компании тоже столкнулись со сложностями. В частности, много было жалоб по ОСАГО, так как появились сложности с проведением ремонта из-за того, что сервисы перестали обслуживать некоторые машины или в страну не стали поставлять определенные запчасти. Отсюда – задержка сроков», – считает Александр Трынов. Прогнозы на будущее По статистике, всплеск обращений произошел в первом полугодии 2022 года, а потом вышел на плато и постепенно снижался. «Не думаю, что это долгосрочная тенденция к росту. По данным за первый квартал станет понятно, что роста не будет по сравнению с первым кварталом 2022-го, будет, скорее всего, снижение», – объяснил экономист Александр Трынов. Эксперт обратил внимание, что рост был ожидаем. Жизнь лучше не стала, и реальные доходы снизились, а реструктуризацию кредитов не так легко получить. Снижение доходов всегда приводит к ухудшению качества кредитов, подчеркнул он. Общее состояние дел на рынке будет зависеть от будущей динамики развития экономики. «Если исходить от прогноза президента, то все должно стать нормально, если от прогнозов независимых финансово-экономических институтов – будет постепенное ухудшение. И реструктуризировать долги будет сложнее, не всегда все на это идут. Тут надо смотреть на ситуацию. В этом году будет меньше таких жалоб», – заключил Трынов. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Почему уральцы забросали жалобами Банк России: санкции, доходы и безграмотность
© РИА "ФедералПресс"