«Ъ»: у самиздат-платформ растет число читателей, авторов и гонорары

Обновлено в 14:47

«Ъ»: у самиздат-платформ растет число читателей, авторов и гонорары
© BFM.RU

Независимые авторы получают в среднем 50-70 тысяч рублей в месяц, размещая свои работы на онлайн-площадках. Это данные опроса, проведенного компанией «Литнет» среди писателей, на исследование ссылается газета «Коммерсантъ».

20% авторов самиздата сказали, что зарабатывают на писательстве больше 100 тысяч рублей в месяц. 32% ответили, что не зарабатывают на самиздат-площадках ничего, поскольку размещают книги бесплатно.

Независимыми считаются те авторы, которые публикуют книги на самиздат-платформах в интернете. Сейчас для них сложилась благоприятная конъюнктура. В условиях потери иностранных лицензий издательства готовы искать новых авторов на альтернативных площадках, в то же время оставляя писателям часть прав на независимые онлайн-публикации. Топовые авторы таких платформ зарабатывают более 1 млн рублей в месяц, говорит генеральный директор компании «Литрес» Сергей Анурьев:

— 50-70 тысяч действительно средняя цифра, бывает, что автор «Литрес: самиздат» зарабатывает и больше, а бывает, и у нас есть прецеденты, когда больше миллиона. Все зависит от успешности автора, популярности, того, как он работает с аудиторией. Заключается лицензионное соглашение на распространение книги, автор это делает онлайн, через оферту, если нужно — подписывает бумажный договор. Книга готовится, размещается на площадке. Авторы работают с аудиторией, привлекают ее либо вместе с площадкой, либо самостоятельно и получают долю от дохода.

— Какие книги пользуются наибольшим спросом?

— Это, конечно, только фикшен, в основном фэнтези разного рода, любовная, боевая, романтическая фантастика. Самые кассовые авторы пишут именно в этих жанрах, может быть, еще сентиментальная литература, но в меньшей степени.

— Могут ли попасть в самиздат сейчас авторы, которых не издают в России из-за геополитической ситуации?

— Книга, прежде чем быть размещенной на площадке, все равно проходит премодерацию теми, кто управляет площадкой. Не сильно зависит от того, западный это автор под ограничениями, находится он за рубежом или здесь. То есть если книга соответствует законодательству, не запрещена, не нарушает законов, которые принимались в том числе в последние полгода, то она размещается. А если нарушает, не важно, где автор сидит, все равно книга не будет размещена, потому что она нарушает закон. С зарубежными авторами есть тонкость, эти книги надо переводить. Книга на английском, допустим, или каком-то другом языке, будучи выложена на российской площадке, она не будет особо популярна. Поэтому таких прецедентов пока не было, но в принципе не отрицаю такой возможности в будущем — создать биржу переводчиков, чтобы зарубежные авторы выкладывали, а кто-то их переводил или делал любительские переводы и книги становились доступны для российских читателей.

В случае с самиздат-платформами автор выходит на читателя практически без посредников. Единственный посредник — это интернет-площадка, отсюда и высокие гонорары, говорит литературный критик, писатель и поэт, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей Щербак-Жуков:

Андрей Щербак-Жуков литературный критик, писатель и поэт, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» «Цифры действительно очень похожие на правду. Я со своей стороны знаю, у меня есть близкие хорошие знакомые — писатели, которые получают в некоторые месяцы вплоть до миллиона. Например, Михаил Ланцов, очень востребованный автор, который мало известен бумажными книгами, но в интернете на платформе Author.Today очень популярный. Недавно ушел из жизни очень тоже хороший человек и популярный автор — Евгений Щепетнов из Саратова, он тоже получал большие гонорары в какие-то месяцы. Просто в цене книги, которую покупает читатель, авторский гонорар занимает абсолютно мизерные проценты. Гораздо больше занимает процент трат на логистику, на размещение книги в магазинах, на доставку, на складирование. А человек, который печатается в цифровом виде на интернет-платформе, всех этих трат избегает, и читатель избегает всех этих трат. Поэтому получается, что автор общается с читателем почти напрямую, посредник у него только интернет-платформа. Поэтому получаются иногда очень хорошие, большие гонорары».

Самиздат растет быстрее цифрового книжного рынка в целом. Рост рынка самиздат-литературы в России по итогам 2022 года замедлился до 20%, а рынок электронных и аудиокниг не показал роста вообще.