Почему в Татарстане не хватает складов для интернет-торговли

По итогам 2022 года каждый девятый зарегистрированный в республике субъект малого и среднего предпринимательства и самозанятый занимается продажами своих товаров через интернет.

Почему в Татарстане не хватает складов для интернет-торговли
© Российская Газета

Причем у трети из них доход от подобной торговли является единственным или основным заработком.

Отвлекли от работы

По итогам 2022 года число татарстанских продавцов на маркетплейсах выросло вдвое и составило 45 423 компании, что составляет 27 процентов от общего количества интернет-продавцов из ПФО. Оборот продаж достиг за год 50,37 млрд рублей, что также вдвое больше результатов 2021 года. Поступления в бюджет республики от этого вида деятельности приблизились к 3 млрд рублей.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2022 году ее объем в России вырос на 29,5 процента до 5 трлн рублей. В 2023-м этот показатель прогнозируется на уровне 6,3-6,6 трлн рублей. Аудитория маркетплейсов - порядка 70 млн человек.

- Покупать-то мы научились, а вот продавать пока еще не очень, - говорит бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев. - Предприниматели до сих пор опасаются работать через маркетплейсы. Многие крупные предприятия России уже оценили преимущества торговли напрямую с покупателями, минуя дилеров и дистрибьюторов. Отделы продаж даже в татарстанских компаниях стремительно изменяются. Однако предприниматели в районах часто не знают, какую возможность они упускают. Тем не менее количество представителей малого бизнеса, реализующих свой товар через маркетплейсы, в Казани по сравнению с 2021 годом увеличилось на восемь тысяч, а в Набережных Челнах и вовсе возросло в два раза.

Принятую в 2019 году республиканскую программу по развитию интернет-торговли недавно продлили до 2025-го.

Значительный вклад в этот результат внес созданный в марте 2021 года центр электронной торговли "Маркетплейс.Легко". Его главная задача - помогать предпринимателям, самозанятым и компаниям выводить свою продукцию на ведущие маркетплейсы России. За время работы центра более 10 тысяч его клиентов стали электронными продавцами и начали успешные продажи, в том числе 6300 - в 2022 году.

Обучаются не только бизнесмены, но и главы районов и их замы по экономике. Сегодня только в четверти территорий республики не созданы достаточные условия для интернет-торговли, в том числе не хватает пунктов выдачи товаров.

- На мой взгляд, министерство экономики и команда бизнес-омбудсмена РТ правильно сделали, что придумали курс для глав муниципалитетов, - признается мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. - Отвлекли нас от работы, подробно объяснили, что такое маркетплейс и с чем его едят... Я могу сказать, что в Челнах предприниматели восприимчивы ко всему новому, и цифры говорят сами за себя. Это хорошая возможность не сидеть на диване и ругать власть, а заработать самостоятельно.

Если средняя зарплата в автограде составляет 55 тыс. рублей, то у тех, кто работает в интернете, она на 5000 рублей выше. В прошлом году среди тех, кто потерял работу или подлежал вынужденному сокращению, провели обучение на менеджера маркетплейса. Из 2011 человек каждый нашел себе работу. Фарид Абдулганиев уверяет, что по итогам прошлого года это оказалась самой востребованной специальностью в регионе.

Бондовая зона

- Мы сейчас находимся на пороге нового эксперимента, - отметил Фарид Абдулганиев. - 1 апреля в России стартует новая программа по созданию бондовых складов с упрощенным таможенным регулированием. Первый откроет Почта России на базе своего обособленного подразделения в Республике Татарстан. После запуска эксперимента совместно со всеми заинтересованными сторонами планируем оперативно проанализировать эффективность схемы работы бондового склада и в случае необходимости сформировать предложения по ее улучшению.

Первым маркетплейсом, заключившим договор о работе по новой схеме, стал KazanExpress. В компании уверены, что таким образом стоимость доставки товаров из-за границы должна снизиться. Товары на складе логистического центра будут растаможены, а маркетплейс оплатит налоги и пошлины только за проданную продукцию, а не за партию целиком. А алгоритм возврата не понравившегося или неисправного импортного товара будет такой же простой, как и внутри страны.

- Несмотря на то что Wildberries, Ozon, KazanExpress построили в Татарстане свои складские распределительные центры, этой инфраструктурой республика абсолютно не обеспечена, - признался бизнес-омбудсмен. - Желающих арендовать склад очень много. Чего уж говорить о небольших складах в полторы тысячи "квадратов" в городах. Даже в Казани спрос на них огромен. Для девелоперов, которые занимаются коммерческой недвижимостью, есть хорошая ниша для развития.

- Рынок электронной торговли и дальше будет расти, - уверен директор KazanExpress Линар Хуснуллин. - Он образовался буквально за четыре-пять лет. Первоначально прогнозировались миллиардные обороты, а мы уже сейчас видим их на триллионы рублей. И появилось огромное количество ниш для развития бизнеса.

Нашествие маркетплейсов уже повлияло на обычную торговлю в маленьких городах. К примеру, некоторые предприниматели, работающие на себя в офлайн-режиме по старой схеме "купи подешевле, перепродай подороже", жалуются, что покупатели приходят в магазин, смотрят товар, оценивают его качество, а потом идут домой и покупают через интернет ту же позицию, но значительно дешевле. При этом с доставкой к пункту выдачи рядом с домом...

- Преимущество онлайн-торговли в том, что посещаемость маркетплейсов высока, - говорит Фарид Абдулганиев. - Ни один сайт предпринимателя не сможет сравниться по посещаемости со страничкой в интернет-магазине. Тут же можно учитывать, что издержки на логистику для бизнесмена тоже снижаются. Так что есть еще куда расти.

По прогнозам участников рынка, в ближайшие пять-шесть лет темпы развития интернет-торговли в России останутся на очень высоком уровне по сравнению с другими отраслями экономики - 25-30 процентов в год.