Одинокий чайник мечтает обрести семью
На складах российских торговцев избыток бытовой техники, правда, крупные ритейлеры это пытаются отрицать. Спрос падает, а вот цены пока нет. Означенные проблемы касаются лишь товаров под российскими брендами, с европейскими и иными изделиями ситуация несколько другая. По ряду позиций, наоборот, можно говорить о дефиците, который не покрывается «параллельным импортом».
Причины затоваривания, которое, действительно, имеет место, довольно просты. После начала СВО, когда доллар США подскочил до 120 рублей, люди сметали с прилавков всё. В том числе бытовую технику и электронику. Покупали впрок, на «чёрный день», чтобы хоть как-то пристроить свои рубли. Как раз тогда ходили панические слухи о грядущей девальвации российской валюты почти до нулевого уровня и, надо сказать, все основания для этого были.
Рубль удержали, однако последствия данного «покупательского бума» ощущаются и сейчас. На «Авито» и прочих электронных системах объявлений можно довольно недорого купить всякие полезные (и не очень) в хозяйстве вещи, причём абсолютно новые. Опасения тех, кто их скупал год назад, не подтвердились, и товары валяются без дела. А деньги нужны.
Примерно такая же ситуация и у ритейлеров, только масштаб бедствия совсем другой. После того, как напуганные граждане смели с прилавков все брендованные товары, торговцы решили срочно заказать ещё много всего разного. Уже под своими торговыми марками, в КНР – поскольку в РФ бытовая техника практически не производится. Заказывали спешно, по тогдашнему высокому курсу доллара. И просчитались.
Чем думали – непонятно. Низкая покупательная способность населения РФ известна, отрицательная динамика данного показателя тоже, но, судя по всему, жадность затмила разум. Распродав всё и заработав сверхприбыли, бизнесмены захотели ещё. И обломились.
«Действительно, на рынке наблюдается скопление бытовой техники. У кого-то её на складах больше, у кого-то меньше, но связано это, прежде всего с падением продаж», – говорит управляющий директор «Марвел-Дистрибуции» Дмитрий Левин.
Цены не падают – потому что товары, которые пришли с большой задержкой по причине проблем с логистикой, были заказаны и оплачены ещё по 120 рублей за доллар. Сложилась анекдотическая ситуация: какая-нибудь, например, мясорубка Redmond стоит значительно дороже, чем аналогичная по всем характеристикам модель от Bosch.
В магазинах не пусто, напротив, купить можно всё. И цены по многим позициям уже близки к тем, что были год назад. Правда, это касается лишь «параллельного импорта», который продаётся через различные торговые площадки вроде Wildberries, OZON и иже с ними. Там не проблема купить мясорубку Bosch за 3500 рублей, тогда как в Германии такая же стоит раза в два дороже. Прямые поставки с заводов на территории КНР – это впечатляет. Вроде как и санкции не нарушаются...
Или вот так – дорого-элитно. Пылесос Miele Boost CX1 Cat&Dog PowerLine стоит в Германии 370 евро, в переводе на наши – 30 тысяч рублей. В РФ его продают за 73 тысячи рублей официально (компания не ушла с нашего рынка!) и за 50 тысяч рублей неофициально, то есть «параллельно». Между прочим, такая наценка по сравнению с немецким рынком на технику Miele была всегда! Равно как и «параллельный импорт» данных дорогих товаров.
Микроволновые печи Samsung всегда пользовались популярностью, причём заслуженно. Да, цены на них нынче кусаются, за три тысячи, как раньше, уже не купить – от 8000 рублей. Впрочем, это уже давно, с СВО данное явление не связано. Хорошие, самые современные и интересные модели, причём с грилем – от 10 тысяч рублей. К чему тогда товары от Bork и прочих марок с аналогичными потребительскими качествами за 20-30 тысяч рублей?
«Компании, которые делали запасы, не сильно хотят продавать товары себе в убыток, поэтому сильного снижения цен я бы не ждал. Скорее всего, будут наблюдаться картельные сговоры среди больших поставщиков, они соберутся и решат – мы не хотим терять деньги. Никому это не надо», – говорит эксперт по цифровой технике Павел Синяков.
«Если предложение превышает спрос, то всегда снижают цены, но не в этом случае – магазины закупали технику на свои средства, а не на кредитные. Этот товар не скоропортящийся, с ним ничего не произойдёт, у него нет срока годности. У него есть срок службы, но он составляет, как минимум, 10 лет, – говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Крупные ритейлеры сейчас всячески отрицают наличие больших запасов. Типа, ничего не происходит. Ведь если их признать, то потребители могут занять выжидательную позицию, в которой торговцы будут заведомо в проигрыше. Они и так уже в шоке: пришлось тратить на закупку товара свои собственные средства, а вожделенных сверхприбылей всё нет и нет. Трагедия, и никак иначе.
По итогам 2022 года бытовая техника подорожала на 20-50%, спрос упал на 30% – это в единицах. В 2023-м прогнозируется такое же снижение продаж, рост цен будет зависеть от курса рубля. Таким образом, к концу текущего года рынок может суммарно сократиться более чем в два раза. И торговцы, которые сейчас держат высокие цены на свои псевдонемецкие и прочие товары, в очередной раз себя перехитрят.
По идее, в торговле средства нужно оборачивать быстро и, в случае провала, не бояться фиксировать убытки. То есть, по-хорошему, всё купленное по 120 рублей за доллар барахло нужно срочно распродать, недорого. И заказать по текущему курсу в 75 рублей уже конкурентоспособный товар, на котором можно заработать. Однако подобные волевые решения – не для российских бизнесменов, которые, как в том анекдоте, привыкли покупать за 100 рублей, продавать за 300 рублей, и жить на разницу в 2%.
Тем не менее по ряду позиций дефицит всё-таки имеется, никакого затоваривания нет, а цены в 2-3 раза выше тех, которые были до 24 февраля 2022 года. К примеру, более чем на 200% подорожали обогревательные котлы Protherm (Словакия), да и итальянские газовые колонки Baxi примерно так же. Это тоже бытовая техника, без неё в частном доме никак.
«Была надежда, что после холодной зимы европейцы одумаются и поставки в РФ возобновятся в полной мере. Но всё вышло иначе. Зима была тёплая, плюс наши власти зачем-то продолжали обильно снабжать ЕС газом. Сами себе навредили. В итоге котлы приходится закупать через третьи руки, дорого, да и с транспортировкой проблемы. Товара очень мало и цены высокие. Если до начала СВО модель 30 TLO стоила около 50 тысяч рублей, то сейчас она же – 150-160 тысяч рублей. Да ещё и за эти деньги поискать придётся», – говорит владелец фирмы по торговле отопительным оборудованием Виктор.
Российские аналоги, которые уже не совсем российские – простую и надёжную советскую автоматику больше не выпускают, ставят импортную – тоже взлетели в цене. Потеряв при этом в качестве. Здесь да, дилемма: либо хорошее, но за несметные деньги, либо дешевле, но совсем дерьмо. Непростой выбор.
В целом же всё достаточно позитивно. Бытовая техника по большей части не пропала и подорожала не так уж и сильно. Электрочайник Bosch объёмом 1,7 литра и мощностью 2400 Вт, который стоил 1800-1900 рублей, нынче обойдётся в 2100-2500 рублей. Неприятно, факт. Но кто объяснит, почему аналогичный даже по внешнему виду товар от типа «российского» бренда Scarlett стоит столько же, а порой и дороже? Где Bosch, а где Scarlett? «Два мира – два Шапиро», как говорилось в советской шутке.
«Жадность всегда приводит к бедности» – так гласит народная поговорка. В наших силах проучить торговцев, которые пытаются продавать дешёвые товары втридорога. Нужно просто немного подождать, и они вынуждены будут снизить цены. Если у вас ничего не покупают – это хорошо прочищает мозги. К примеру, на рынке недвижимости сейчас сложилась именно такая ситуация, и застройщики вынуждены давать огромные «скидки». Так что ждём – пусть ритейлеры посидят без денег, глядишь, поумнеют.