Бизнесу готовы смягчить наказание за налоговые преступления. Но предприниматели все равно под угрозой
Все опрошенные бизнесмены, конечно, только приветствуют принятый закон. Он предполагает уменьшить сроки наказания на один-два года за налоговые преступления. А главное — если компания полностью выплатит недоимку, пени и штрафы, то уголовное дело прекращается, а могут его и вовсе не возбудить.
Как обычно возбуждаются налоговые дела, рассказывает генеральный директор юридической компании «Юрвиста» Алексей Петропольский. Приходит налоговая с выездной проверкой. И если она сочтет, что компания что-то недоплатила, то доначисляет. Обычно это происходит, когда речь идет о крупных суммах в несколько десятков миллионов. Вот что может происходить дальше:
Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «Дальше все зависит от того, как действует предприятие. Если оно начинает оспаривать и не соглашаться с выводами выездной налоговой проверки, районная налоговая, которая проводила эту проверку, отправляет материалы в Следственный комитет. Поэтому многие принимают решение выбрать некоего сотрудника Фукса, повесить на него все налоги, дождаться приговора, а приговор, как правило, в большинстве случаев — это условный срок. И таким образом просто не платить налоги, получить судимость, а компанию ликвидировать или обанкротить позже. Это стандартный московский кейс, который происходит каждодневно».
Но есть еще один принципиальный момент, который волнует всех бизнесменов, с которыми поговорила Business FM. Нередко следователи, когда приходят в компании по налоговым преступлениям, подозревают, что предприниматели специально решили обмануть страну, не доплатив в бюджет, и заодно заводят еще одно дело — на этот раз о мошенничестве. И, вполне возможно, о создании преступной группировки. И вот в этом случае, даже если будет погашен ущерб, уголовного наказания вряд ли удастся избежать, а также ареста в СИЗО.
Мнение гендиректора московской консалтинговой компании FinHelp Павла Вешаева:
Павел Вешаев гендиректор московской консалтинговой компании FinHelp «Возникают вопросы больше по другим статьям. Иногда бывает, что помимо неуплаты налогов идут дополнительные статьи о мошенничестве и прочем. И о них здесь как раз речи не идет. То есть ключевой вопрос, как это будет применено на практике и налоговой, и судами, и прокуратурой, как будут инициироваться вещи. Вектор очень хороший, но ключевое слово за практикой».
Еще можно сказать, что к бизнесменам, к которым есть претензии по налоговым статьям, могут и сейчас относиться достаточно мягко. Самый яркий пример — основателя известной сети ресторанов «Тарас Бульба» Юрия Белойвана. По версии следствия, он задолжал казне миллиард рублей. Бизнесмен вину отрицать не стал, пошел на сделку и согласился заплатить. Его приговорили к двум годам колонии. Но через несколько месяцев освободили по состоянию здоровья. А вот что касается расчетов с государством, то оно сочло, что ему не заплатили, появилось новое уголовное дело, а Белойвана объявили в розыск. Вполне логичное продолжение истории и важный урок для тех, у кого появятся проблемы с ФНС.