В Счетной палате оценили эффективность бюджетных кредитов регионам

Предоставление бюджетных кредитов регионам обеспечило сокращение расходов на обслуживание их госдолга, но не привело к уменьшению его объема и снижению долговой нагрузки на региональные бюджеты. К такому выводу пришла Счетная палата (СП), проверив эффективность использования бюджетных кредитов на примере семи субъектов РФ.

В Счетной палате оценили эффективность бюджетных кредитов регионам
© Российская Газета

"На начало 2022 года объем госдолга регионов увеличился в сравнении с 2017 годом на 5,2% и составил 2,5 трлн рублей. Основная доля заимствований пришлась на 2020 год. Из числа проверенных регионов наибольшее увеличение долга отмечено в Санкт-Петербурге - в 6,2 раза, Московской области - в 2,7 раза и Свердловской области - на 37,8%. В Новгородской области, Татарстане и Якутии увеличение долга составило от 1,5 до 11,1%. При этом в Иркутской области госдолг уменьшился на 24%", - рассказал аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин.

Всего за 2017-2021 годы проверенные СП регионы получили из федерального бюджета кредиты в объеме свыше 896 млрд рублей. Также регионам предоставлялись казначейские кредиты (на пополнение остатка средств на счете бюджета) на 2,2 трлн рублей.

Как показала проверка СП, регионы в основном использовали предоставленные кредиты на погашение долговых обязательств (более 50%) и оплату текущих расходов (более 47%). При этом доля бюджетных кредитов, направленных на инвестиционные цели, была крайне незначительной. Исключением стал Санкт-Петербург, где на инвестиционные цели было направлено более 63% предоставленных из федерального бюджета кредитов, говорится в релизе СП.

В ходе проверки во всех семи регионах были отмечены нарушения и недостатки при управлении госдолгом, отмечают в Счетной палате. "Так, регионы не соблюдали установленные Бюджетным кодексом ограничения по объемам заимствований. При этом ответственность за это законодательством не предусмотрена, о чем Счетная палата ранее информировала Правительство Российской Федерации", - говорится в релизе.

Отдельные регионы не выполняли условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов в части достижения установленных плановых значений показателей. "Невыполнение условий соглашений повлекло досрочный возврат бюджетных кредитов Якутией на общую сумму 3,3 млрд рублей, Новгородской областью - 0,5 млрд рублей, Свердловской областью - 0,9 млрд рублей", - отметил Саватюгин.

Есть и практика привлечения рыночных заимствований при наличии существенных остатков на счетах региональных бюджетов, отмечают в СП. В результате такие заимствования приводили к необоснованным расходам на их обслуживание. Общая сумма процентных платежей по таким случаям только в Московской области и Санкт-Петербурге составила около 5 млрд рублей. "Важно отметить, что такая практика носит системный характер. Счетная палата в 2021 году уже рекомендовала Правительству установить ограничения на осуществление регионом рыночных заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счете бюджета. Однако наши рекомендации не были реализованы", - рассказал Саватюгин. Похожая ситуация отмечается и в части казначейских кредитов.

Также недостаточно урегулирован механизм предоставления бюджетных кредитов на погашение задолженности регионов (муниципальных образований) по рыночным заимствованиям, считают в СП. В частности, не обеспечена полнота данных о задолженности муниципальных образований при принятии решений о предоставлении бюджетных кредитов, что создает риски их неэффективного использования.

"По результатам проверки Счетная палата подготовила ряд предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере государственных заимствований, в том числе рекомендовала Правительству установить ограничения на осуществление субъектом Российской Федерации рыночных заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счете бюджета региона и неиспользованного лимита на привлечение казначейских кредитов", - говорится в релизе контрольного ведомства.