Войти в почту

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями упали в 2,5 раза из-за санкций

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями в 2022 году упали на 59,4 процента, до 599 тысяч тонн, следует из данных Росавиации, размещенных в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС). На них обратил внимание РБК. Динамика объясняется введением западных санкций — часть импорта, ранее перевозившаяся самолетами, переориентировалась на автомобильный и ж/д транспорт, говорят эксперты.

Перевозки грузов российскими авиакомпаниями упали в 2,5 раза из-за санкций
© Lenta.ru

Уровень прошлого года оказался минимальным с 2001 года, подсчитало издание. Тогда компании перевезли 614 тысяч тонн, а 2000-м — 547 тысяч тонн. В других видах транспортировки грузов такого масштабного падения не наблюдалось. РБК цитирует данные Росстата, согласно которым общий объем перевозок грузов российскими транспортными компаниями за 2022 год упал всего на 1,2 процента.

Санкционное давление на отечественную авиаотрасль, начавшееся после объявления спецоперации на Украине, обвалили грузоперевозки, которые показывали рост в первые два месяца 2022 года. В марте их объем рухнул сразу в 3,6 раза, до 33,8 тысячи тонн. Дело в том, что 77 процентов грузопотока российских компаний приходилось на международные перевозки. Из-за санкций международные рынки оказались закрыты, а над самолетами иностранных лизингодателей нависла угроза ареста за рубежом. Из-за этого полеты приостановили такие крупные грузовые авиакомпании, как AirBridgeCargo, SkyGates и «Атран». На этом фоне властям пришлось выделить отрасли 2,9 миллиарда рублей на возмещение операционных расходов.

В ближайшее время грузопоток вряд ли восстановится, так как с потерей внешнего рынка заместить объемы на домашнем рынке просто невозможно, считает старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов. Выход на прежний уровень возможен только при нормализации международных отношений. Другие эксперты отмечают, что нарастить перевозки не получится ввиду отсутствия современных широкофюзеляжных самолетов российского производства.

Тем не менее у российских властей амбициозные планы по росту производства. В Минпромторге в марте заявили, что в стране заменят более тысячи зарубежных самолетов лайнерами отечественного производства уже в ближайшие 5-7 лет. Там подчеркнули, что выпускаемые в стране самолеты уже почти на 100 процентов состоят из отечественных компонентов.