Войти в почту

Куда довезут лифты Подмосковья?

Лифтовое хозяйство — одно из самых проблемных в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому так часто власти пытаются произвести перемены в этом хозяйстве. Вот и 2023 год запомнится новой «революцией». С марта право контроля за техническим обслуживанием лифтового хозяйства получил Ростехнадзор.

Куда довезут лифты Подмосковья?
© Вести Подмосковья

Председатель комитета Мособлдумы по ЖКХ Игорь Коханый пояснил, что управляющие компании обязаны организовать техническое обслуживание и ремонт лифтов. Делается это по договорам со специализированными организациями. Но нередки случаи, когда УК устраняются от починки лифтов, ссылаясь на различные причины. Теперь Ростехнадзор может сам оценивать состояние лифта и выдавать для УК предписания по устранению недостатков. Такие полномочия ведомству отпущены по постановлению правительства РФ. Ростехнадзор будет проводить проверки лифтового оборудования по своим графикам. А вот Госжилинспекция проверяет содержание лифта только по жалобам от граждан. 

Московская область — один из ведущих регионов в стране по эксплуатации лифтового оборудования. В регионе около 62 тысяч лифтов. Ежедневно ими пользуются порядка 4 млн человек. Все это хозяйство требует постоянного технического обслуживания, а еще лифты имеют привычку ломаться и даже стареть, становясь опасными для использования. Во многих регионах проблема замены лифтов стоит очень остро. Не была исключением и Московская область. С 2014 года в Подмосковье начала реализовываться программа по замене лифтов, возраст которых превышает 25 лет. Задача была выполнена после замены 12,7 тысячи лифтов.

Теперь в 2023-2025 годы предстоит заменить лифты, возраст которых пересек отметку в 20 лет. По этой программе будет заменено еще 1 015 лифтов в 357 многоквартирных домах. На сегодняшний день наибольшая потребность в замене лифтов ощущается в таких крупных городах области, как Ногинск, Балашиха, Мытищи, Химки, Серпухов, Пушкино, Электросталь, Сергиев Посад, Королев, Красногорск, Щелково, Домодедово и Люберцы. Лично губернатор Подмосковья Андрей Воробьев говорил чиновникам, что на жалобы по лифтам следует обращать самое повышенное внимание даже в тех случаях, когда их рано менять. По его словам, существующий регламент не всегда отражает реальное состояние дел. 

Как раз в прошлом году был утвержден новый регламент технического обслуживания лифтов в Подмосковье. Его разработали министерство ЖКХ региона и Национальный лифтовый союз. Внедрение этого регламента уже начинается в семи пилотных городских округах, которыми стали Красногорск, Долгопрудный, Одинцовский, Химки, Люберцы, Пушкинский и Наро-Фоминский. Со следующего года регламент будет распространен на всю область с учетом результатов пилотного тестирования в году нынешнем.

«Основные задачи регламента — это повышение качества эксплуатации и технического обслуживания лифтов, расположенных в многоквартирных домах Московской области, стандартизация подхода при осуществлении эксплуатации лифтов в многоквартирных домах Московской области, методическая поддержка управляющих компаний и лифтовых организаций при осуществлении эксплуатации и технического обслуживания лифтов многоквартирных домов, а также развитие рынка технического обслуживания лифтов», — отмечал министр жилищно-коммунального хозяйства региона Антон Велиховский.

Часто проверяют состояние лифтового оборудования депутаты Мособлдумы, о чем они и сообщают в своих отчетах о работе. Например, буквально в январе депутат Тарас Ефимов отправился в один из 12-этажных домов микрорайон Саввино Балашихи. Его жители не раз жаловались на работу лифтов. Дом был построен четверть века назад и лифты свой ресурс исчерпали. Недавно были установлены новые, отечественного производства. В них рифленый, не скользкий пол, а также большие антивандальные кнопки. Жители жаловались, что кабина часто останавливается, хотя лифты и работают без году неделя. Комиссия сошлась в том, что нужно «донастроить» электронику, о чем специализированную организацию и попросил депутат.

Обычно депутаты «рекламируют» замену лифтов на новые, сообщая о плюсах нового оборудования. Так, депутат Александр Баранов после посещения дома на улице Новикова в Наро-Фоминске констатировал, что новые лифты энергосберегающие, обладают антивандальными свойствами кабин и тихим ходом, а освещение в них светодиодное, долговечное и экономичное. Обычно в таких отчетах уточняется, что новые лифты рассчитаны на 25 лет работы, но при этом производители дают гарантию бесперебойного функционирования механизма всего на 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Качество монтажных работ со стороны установщика оценивается большим сроком — 60 месяцев. 

Депутаты не просто так «навещают» лифты. Жалобы на их работу очень часто приходят в Центр управления регионом (ЦУР). Категория «Устранить неисправности лифтового оборудования» регулярно находится в топе всех жалоб жителей. За одну из последних недель в ЦУР поступило более 8,9 тысячи жалоб по содержанию многоквартирных домов. Неисправности лифтового оборудования заняли третье место. При этом отмечались муниципалитеты, где таких жалоб нет вообще. Это Бронницы, Дубна, Коломна, Павловский Посад, Ступино и Черноголовка. А в Воскресенске, Королеве и Сергиево-Посаде число таких жалоб значительно снизилось. 

За весь прошлый год в Единую диспетчерскую службу области поступило свыше 26 тысяч обращений по вопросам эксплуатации лифтов. В основном они связаны с неисправностями оборудования, но до пятой части обращений касаются уборки в лифте, наличия рисунков и надписей в кабинах. 

Почти все жители городов хотя бы раз оказывались в обездвиженном лифте. Ситуация не самая приятная и при этом существуют простые правила поведения. Самое главное — это успокоиться, так как паника только ухудшит моральное и психическое состояние человек. Не следует прыгать и жать на все кнопки подряд. И уж ни в коем случае не надо пытаться разжать двери и выбраться самостоятельно. Помните, что во время этой операции лифт может снова заработать и тогда смертельного случая не миновать. В каждом лифте должна быть информация с номером телефона диспетчера, а также кнопка его вызова. Этими средствами связи и нужно воспользоваться, чтобы сообщить о возникшей проблеме. Если диспетчер и аварийно-лифтовая служба не отвечают, то надо позвонить по номеру 101. Бывает, что человек без телефона. Тогда, услышав шаги, громко зовите соседей и попросите их вызвать своих спасителей. В случае, если ухудшилось состояние, сядьте на пол лифта и вытяните ноги. 

Ну а чтобы такие ситуации не возникали, лифт нужно должным образом обслуживать. И в этом жильцы тоже играют свою роль. Просто необходимо сообщать в управляющую компанию о том, что кнопки лифта западают или не работают, что лифт часто застревает или начинает двигаться в другом направлении, что движение происходит с рывками, вибрацией или необычными звуками. Неполное открытие или закрытие дверей — тоже повод для тревоги, как и то, когда лифт останавливается ниже или выше этажа. Жалобы по таким поводам можно также отправить через подмосковный портал «Добродел» и в Ростехнадзор.

Для того чтобы правильно обслуживать лифт, его для начала нужно сделать... Производство лифтового оборудования также пострадало от введения санкций, но операторы рынка уверяют, что основные проблемы преодолены. Чаще всего в Подмосковье использовались лифты российского производства, но были и иностранные образцы. В 2022 году наш рынок покинули сразу несколько производителей лифтов. Но, например, проданный российскому холдингу завод «Отис» в Санкт-Петербурге практически не останавливался.

Теперь это компания «Метеор лифт», способная выпускать 10 тысяч лифтов в год. Производство финской компании «Коне» приобрели её российские топ-менеджеры. Зависимость от зарубежья сейчас заключается в первую очередь в частотных преобразователях. Это устройство отвечает за плавный ход кабины и открытие-закрытие дверей. Опять же такие компоненты могут делать и у нас, но для этого нужна импортная микроэлектроника. У нас есть качественное производство редукторных лебедок, но качество безредукторных заметно хромает. Тем не менее эксперты считают, что к 2030 году российские производители будут выпускать 66 тысяч лифтов в год. 

Сегодня, по понятным причинам, ставка делается на отечественного производителя. В той же Московской области до недавних пор работало крупное предприятие по выпуску лифтов. Оно работает и сейчас, но несколько лет назад вошло в черту Москвы в составе Новомосковского административного округа. Это завод в Щербинке. 

В 2013 году началось производство лифтов в Серпухове. Но очень скоро «Серпуховский лифтостроительный завод» (СЛЗ) полностью остановился из банкротства строительного треста «СУ-155», который и запускал предприятие. Спустя три года намерение купить обанкротившийся завод изъявили банк «Российский капитал» и финансовая группа «САФМАР». В прошлом году на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге губернатор Подмосковья Андрей Воробьев подписал соглашение о сотрудничестве с генеральным директором ООО «Серпуховский лифтостроительный завод» Евгением Черепниным. Предприятие обязалось возобновить производство уже в конце 2022 года. Реанимация завода стала возможной после финансирования от группы компаний «Садовое кольцо» модернизации мощностей предприятия. В это было вложено порядка 2 млрд рублей. 

«Подмосковье традиционно строит много жилья, МКД, офисных зданий. Из-за санкций в этом году у девелоперов возникли сложности с поставками импортного лифтового оборудования. Чтобы в будущем избежать таких рисков, важно поддерживать отечественных производителей подъемников. Льготный заем Фонда развития промышленности позволит вдохнуть новую жизнь в Серпуховский лифтозавод. Надеемся, что перезагрузка пройдет успешно и предприятие выйдет на максимальную мощность — 12 тысяч лифтов в год», — заявил тогда Андрей Воробьев.

В конце октября завод официально представил свою основную модель лифта - «СЛЗ Стандарт». Машинное помещение в нем расположено наверху. Кабина сделана из стали и быстро собирается и разбирается. Лифт работает на базе редукторной или безредукторной лебедки с частотным преобразователем. При работе лифт почти бесшумный и не создает вибрации. Испытывался образец на собственной испытательной башне завода, которая в России вообще единственная. Завод в кратчайшие сроки смог наладить поставки комплектующих через своих партнеров в Китае и Турции. В этом году планируется выпустить до 5 тысяч лифтов и значительно увеличить штат компании. Глава округа уже пообещал сделать к заводу удобные подъездные пути. 

Производство было запущено в декабре прошлого года и сейчас продолжает выходить на проектные мощности. Вскоре завод будет способен выполнять постановленные перед ним подмосковными властями задачи.