«Фамильное проклятие» чиновников
Жесткого правила, согласно которому лишившийся доверия чиновник должен держаться подальше от госслужбы, на сегодняшний день нет. Это дает ему шанс вновь оказаться в кресле начальника, но в каком-нибудь другом ведомстве.
Чиновник, допустивший промашку, заносится в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. При этом совершенно понятно, что вряд ли какой-то руководитель возьмет на службу человека, чья фамилия внесена в реестр. Однако если этот руководитель - знакомый или друг чиновника, то вопрос с трудоустройством мог бы решиться положительно.
Именно поэтому и решено было прописать четкие правила. Пять лет чиновнику придется зарабатывать на жизнь как обычному человеку. И только через пять лет «фамильное проклятие» перестанет действовать!
Прокомментировать ситуацию мы попросили экспертов.
Артем Метелев, председатель Комитета ГД по молодежной политике:
- Поступая на госслужбу, гражданин добровольно выбирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных обязанностей и запретов. Наличие особого статуса у лиц, находящихся на государственной и муниципальной службе, предполагает безукоризненность их поведения. Так что такое ужесточение вполне оправданно.
Владимир Зорин, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений:
- Вспомните фильм «Бриллиантовая рука», в котором скромный кассир скрывал свои доходы, прикрываясь вкладами. То общество осуждало взяточников, казнокрадов, и они стеснялись быть таковыми. Вот главное условие: чтобы и нынешнее общество осуждало их люди не несли им подарки.
Ведь как говорил в прошлом веке философ Соловьев, «закон – это низшая нравственная норма». И я надеюсь, что этот закон будет приниматься при поддержке общественного мнения, именно тогда он повлияет на взгляды современного общества.
Сергей Мизеркин, общественный деятель:
- Власть и обслуживающие их интересы пропагандисты из телевизора с утра до ночи, рассказывают о несправедливости западного миропорядка, о загнивании Европы. А на деле, если посмотреть без пропагандистских шор на западную и американскую системы налогообложения, западное общество к социальному государству гораздо ближе, чем Россия. По логике вещей не заокеанские миллионеры, а наши нувориши должны были еще с 2014 года сами, а не как сейчас «добровольно-принудительно», поделиться с народом свердоходами. Такое решение, несомненно, было бы с энтузиазмом воспринято обществом.
Есть надежда, что нынешняя инициатива правительства хоть как-то исправит ситуацию и проворовавшиеся чиновники будут отстранены от службы в госструктурах, а их места займут люди, готовые отстаивать права народа на достойную жизнь.
Юрий Федюкин, управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions:
- По действующему сегодня законодательству нахождение в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не является основанием для запрета в дальнейшем замещать должности. Это «черная метка», которая, скорее всего, не позволит такому лицу трудоустроиться на высокопоставленную должность в госсекторе в течение пяти лет. Сам реестр носит функцию информирования, поэтому гипотетически чиновник, включенный в него, вполне может трудоустроиться и до истечения этого срока. При этом дисквалификация или запрет заниматься каким-то видом деятельности возможны при решении суда о признании лица виновным в совершении правонарушения или преступления. Ограничения должны касаться в первую очередь тех должностей, на которые распространяются антикоррупционные стандарты.
Владимир Климанов, руководитель Центра региональной политики РАНХиГС:
- Ограничения для дискредитирующих себя чиновников нужно вводить — это правильная тенденция. С одной стороны, накладывается все больше ограничений, а с другой - появляются послабления. К примеру, с депутатов сняли обязанность публикации деклараций о доходах. А это, несомненно, снижает прозрачность контроля.
Подготовил
Андрей Князев,
Андрей Ларионов
Фото: Pixabay.com