Депутат Рифат Шайхутдинов рассказал о новых направлениях экспорта

Импортозамещение - по-прежнему одна из главных задач, которая стоит перед промышленностью страны. О том, как выстраиваются сегодня логистические коридоры, и о роли Башкортостана в новых направлениях экспорта рассказал "РГ" первый зампредседателя комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, депутат Рифат Шайхутдинов.

Депутат Рифат Шайхутдинов рассказал о новых направлениях экспорта
© Российская Газета

Рифат Габдулхакович, вы возглавляете межфракционную рабочую группу по законодательной поддержке импортозамещения в Госдуме. Скажите, на ваш взгляд, как удается нашей стране справляться с санкционным давлением? И что нас ожидает в будущем?

Рифат Шайхутдинов: Наша межфракционная рабочая группа провела несколько базовых заседаний с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Минпромторгом, бизнесом, производителями техники и перевозчиками. Учитывая, что российская промышленность по большей части использует оборудование и станочный парк иностранного производства, будь то сельское хозяйство, нефтедобыча или авиация, - объем работ большой.

Один из главных вопросов, который мы пытаемся решить, что делать с существующей техникой, ее техобслуживанием. К примеру, двигатели воздушных суден каждые 8-10 лет должны проходить капитальный ремонт. Соответственно, циклы замещения иностранной техники российской примерно те же. Зарубежные борта в будущем планируется частично заместить отечественными самолетами МС-21 и малоразмерными судами "Ладога" и "Байкал", но пока необходимо наладить капремонт авиадвигателей зарубежного производства. Подвижки есть: в прошлом году в Шереметьево открыли цех по капитальному ремонту американо-французских двигателей для Airbus A320 и Boeing 737. Еще один завод будет введен в ближайшем будущем.

Остается вопрос с введением в строй новых Сухих Суперджетов с российским двигателем ПД-8, который прошел экспериментальную обкатку. Будем надеяться, что разработчики уложатся в установленные сроки.

Россия всегда была сильна в авиапроме. База есть, ведь мы сумели сохранить такие заводы, как: "Авиастар-СП", Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова, "Пермские моторы". Также у нас есть "Вертолеты России" и корпорация "Иркут", которая выпускает Сухие Суперджеты. Сегодня надо просто наращивать имеющуюся базу в части гражданского авиастроения. В целом в авиастроении ситуация лучше, чем, к примеру, в морском транспорте.

Сегодня нашей стране катастрофически не хватает судов класса "река-море", а океанских, в принципе, и не было никогда. В этом направлении мы сильно отстаем. Но налаживаем сотрудничество с разными странами, в том числе с Азербайджаном, у которого есть верфи по Каспию. К тому же российский завод "Звезда" уже вышел на полную мощность: скоро будет сделан четвертый атомный ледокол.

То есть, помимо налаживания собственного производства, важно найти хороших партнеров?

Рифат Шайхутдинов: Не будем второй раз наступать на те же грабли: один импорт замещать другим. Намного эффективнее и перспективнее - создавать совместные предприятия. К примеру, по электронной промышленности - с китайцами и корейцами. А также идет проработка новых логистических маршрутов. Сейчас сложился дисбаланс по распределению грузопотока: после закрытия западного направления все рванули на Восток, порты которого могут отгружать только около 340 миллионов тонн в год. К 2026 году планируется увеличить до 400 миллионов тонн. Также есть договоренность с китайской стороной о бесшовности прохождения таможни, введения электронной очереди и снятию ковидных ограничений.

Отмечу, Башкортостан тоже выигрывает с точки зрения переориентирования экспорта на Китай: регион увеличивает оборот по зерну и объем поставок нефтегазового оборудования, композита и батарей. Пока Китай заинтересован в нас как в сырьевом поставщике, но полпред Башкирии в Китае нацелен налаживать не только торговлю зерном и нефтью, но и технологическое промышленное взаимодействие.

Кстати, Башкортостан начал торговать с Китаем по их стандартам, что повысило уровень технологической оснащенности и конкурентоспособность предприятий. Так, мы теперь отправляем масло в специальных эластичных емкостях - флекситанк-контейнерах.

Новый логистический коридор планируется через Иран. Башкирская делегация уже побывала в этой стране и начала выстраивать отношения.Что республика может предложить на экспорт?

Рифат Шайхутдинов: Действительно, прорабатывается новый логистический коридор Север-Юг. Уже есть договоренность о строительстве широкой колеи железной дороги в Иране с выходом на Персидский залив и выделены средства на углубление дна Каспийского моря. Сейчас грузопоток в этом направлении менее миллиона тонн в год, в 2024 году его планируется увеличить в 10 раз, а к 2035-му довести до 100 миллионов тонн.

Что касается взаимоотношений с Башкирией, то иранцы хотят закупать в республике зерно, комплектующие для нефтегазовых предприятий и различную технику. Тогда как мы готовы приобретать у них, к примеру, медоборудование и автомобили.

Кроме того, ценен опыт Ирана по работе с финансовой системой, выстраиванию контактов с другими странами и импортозамещению в условиях санкций, а также по созданию восстановительной промышленности, когда предприятие восстанавливает устаревшую запчасть. Это и дешевле, и при новых технологиях эффективнее было бы применять, к примеру, в автопроме. К тому же это более экологично: будет меньше свалок.

По сути сейчас идет перестроение экономики России? Каковы прогнозы на будущее?

Рифат Шайхутдинов: Считаю, что правительство справляется с поставленными задачами. Промышленники хвалят минпромторг за достаточно быстрое принятие решений: новые ставки по кредитам, субсидирование затрат на оборудование, новые логистические маршруты, взаимодействие с таможней, которая стала идти навстречу. Понятно, что не все идет гладко, а тяжелые годы могут наступить тогда, когда начнет стареть оборудование. К этому времени наше станкостроение и радиоэлектроника должны быть готовы поддержать развитие автопрома и авиапромышленности.

Многие предрекали, что экономика нашей страны вот-вот рассыплется и начнется кризис, но эти прогнозы не сбылись. Показатели спада экономического роста по итогам 2022 года оказались не такими пугающими. Правительство и Центробанк смогли удержать инфляцию. В следующем году планируется выйти на устойчивый рост в районе трех-четырех процентов. В любом случае, уверен, что все будет хорошо, другого варианта просто нет. .