СИМ докатились до обязательной сертификации
<p dir="ltr">1 февраля 2023 г. в России вступил в силу ГОСТ Р 70514-2022 для производителей электронных средств индивидуальной мобильности (СИМ - электросамокаты, гироскутеры, моноколеса), который ввел требования на ограничение максимальной скорости в 25 км/ч и возможность определять местоположение таких девайсов. Вслед за этим, 1 марта, заработали обновленные правила дорожного движения, которые официально признали водителей СИМ в качестве его участников и определили размер штрафов для них - от 800 до 1500 руб.</p> <p dir="ltr">На данный момент ГОСТ носит рекомендательный характер, однако Минпромторг РФ считает, что логичным продолжением истории "легализации" СИМ должен стать обязательный технический межгосударственный регламент. Предполагается, что новый ГОСТ будет отнесен к области применения технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", следует из презентации департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ, представленной 6 апреля на конференции микромобильности "Съезд на СИМ".</p> <p dir="ltr">"Мы сегодня заканчиваем общественное обсуждение изменений в техрегламенте, после этого выходим на площадку Евразийской экономической комиссии и постараемся сделать эти требования обязательными", - сказал замглавы департамента Эдуард Кийко. Инициативу министерства он объяснил необходимостью повышать уровень безопасности для водителей СИМ, что невозможно без обязательных требований к конструкции устройств.</p> <p dir="ltr">Позицию Минпромторга критикует профессор кафедры "Автомобили" МАДИ Виталий Гаевский, который убежден, что вступивший в силу ГОСТ нужно не закреплять обязательными требованиями, а серьезно доработать - прежде всего в части критериев, что попадает под электрические СИМ. По мнению инженера, принимать во внимание при такой классификации нужно не только максимальную скорость, но и массу транспортного средства. Таким образом, в "семейство" СИМ должны, в частности, попасть оборудованные мотором велосипеды, известные как "курьермобили".</p> <p dir="ltr">По мнению Виталия Гаевского, распространение на электрические СИМ требований технического регламента Таможенного союза противоречит соглашению между странами и не может быть реализовано. "Минпромторг внес поправки, чтобы в 10-й регламент ввели несколько ЭСИМ, но ГОСТ на них не может быть внесен в технический регламент по закону", - утверждает он. По его словам, из пункта 6.1 в регламент Таможенного союза могут быть внесены либо требования межгосударственных стандартов, либо стандартов национальных, но применяться они в этом случае должны лишь на добровольной основе. Таким образом, создаются взаимоисключающие условия, не позволяющие Минпромторгу требовать от производителей и поставщиков ЭСИМ обязательного соответствия ГОСТу.</p> <p dir="ltr">Источник, близкий к Минпромторгу, пояснил корреспонденту ComNews, что введение обязательной сертификации на ЭСИМ не станет обременительным для бизнеса по их прокату и не увеличит стоимость услуг. В качестве примера он привел успешно работающие каршеринговые компании, транспортные средства которых стоят несравнимо дороже, чем самокаты, при сравнительно одинаковых с кикшерингом тарифах. "Сертификация партии однотипных самокатов не ударит по карману их поставщиков, так как стоимость ее едва ли превысит 5000 руб., а для подобного бизнеса это не столь ощутимые затраты", - уточнил собеседник ComNews.</p> <p dir="ltr">На вопрос корреспондента о возможных последствиях реализации инициативы Минпромторга генеральный директор ПАО "Вуш Холдинг" (ООО "Вуш", компания Whoosh) Дмитрий Чуйко выразил сомнение, что производители и владельцы самокатов в обозримом будущем смогут на практике проходить сертификацию и получать соответствующие документы - будь то добровольная или обязательная сертификация.</p> <p dir="ltr">"Мы уверены, что наши самокаты совпадают с тем, что написано в этом ГОСТе. И мы пытались найти лабораторию, которая сделает проверку и выдаст соответствующее заключение. Эти поиски не увенчались успехом, никто не готов браться за исследования, мотивируя отказ новизной ГОСТа и отсутствием оборудования. Аналогичная история была с мопедами, когда в ПДД существовали требования о номинальной мощности, но методик ее измерения в России не существовало", - пояснил руководитель компании. Но если ситуация изменится, то Whoosh будет двигаться в этом направлении, чтобы полностью отвечать требованиям российского рынка, добавил он.</p>