Светлана Хуснутдинова: «Мы все так или иначе вовлечены в агломерационные процессы»

– Светлана Рустемовна, почему изучение агломерационных процессов актуально сейчас?

– Тема городских агломераций — классическая тема экономгеографии, такого ее направления, как геоурбанистика. Агломерационный этап развития городов закономерен, и если раньше о нем знали только исследователи, то сегодня большое количество людей встречаются с его влиянием в повседневности. Очевидно, что из научного обсуждения тема перешла в практику. Мир стал урбанизированным к 2008-2010 годам, когда численности городского и сельского населения сравнялись. Этот рубеж наша страна прошла в 1950-х годах. В Татарстане доля городского населения почти 77 %. Но не только цифры определяют степень урбанизированности, но и образ жизни людей – то, как и в какой среде они проводят свое, в том числе и свободное, время. Городской образ жизни стал очень распространен.

Светлана Хуснутдинова: «Мир стал урбанизированным к 2008-2010 годам, когда численности городского и сельского населения сравнялись. Этот рубеж наша страна прошла в 1950-х годах. В Татарстане доля городского населения почти 77 %». Источник фото:

– Что сегодня означает термин «агломерация»?

– Научных определений этого термина много, а вот законодательно он пока не определен. В Стратегии развития РТ до 2030 года под городской агломерацией понимается «компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями». Научные определения более строгие: важно, что временная доступность до ядра агломерации не превышает двух часов; агломерация объединяет города – ядро и спутники меньшего масштаба (случай моноцентрической агломерации, например, Казанской) или города-ядра сравнимого масштаба и экономического вклада (в полицентрических агломерациях, например, Камской). Но жизнь богаче теоретической модели, и практика подбрасывает задачки, в том числе требующие пересмотра классических определений, которые к тому же были даны в условиях ХХ века. Что остается неизменным в формировании агломерации, так это ее объективный характер, в основе которого лежит маятниковая миграция людей, ежедневно или еженедельно перемещающихся из одного населенного пункта в другой, каким бы этот пункт не был — городским, сельским или квази-городским, как, например, Куюки в Пестречинском районе, которые имеют облик городского района и при этом статус села, из которого жители едут на работу в Казань.

– На территории Татарстана находятся три агломерации. Как они возникли?

— Появление агломераций – длительный процесс. У каждой свой интересный путь. Казанская агломерация сформировалась на базе Казанско-Зеленодольского промышленного узла и является моноцентрической, то есть Казань, как мощнейшее ядро, оказывает влияние на территорию всей агломерации. Городами-спутниками являются Зеленодольск, Лаишево и Иннополис, а границы Казанской агломерации совпадают с границами муниципальных районов — Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского и Верхнеуслонского. Камская агломерация является полицентрической и сформировалась на базе Нижнекамского территориально-производственного комплекса. Камская агломерация (Набережночелнинская – Нижнекамская) в Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года – единственная «нестоличная» агломерация (то есть образованная не столицей региона) среди крупных и крупнейших городских агломераций страны. Альметьевская агломерация – полицентрическая. Она формировалась на основе добычи нефти, и Альметьевск как «нефтяная столица Татарстана» в ней явно доминирует. Географически агломерации разнесены на заметные расстояния и расположены ближе к границам республики, а географический центр — Чистополь не входит ни в одну из них. Это тоже отличительная черта республики.

– Изменились ли особенности развития агломераций за последние несколько лет?

— Конечно, и очень заметно. Место, где мы живем, всегда несет отпечатки того, как мы живем. Изменились социально-экономические процессы, образ жизни людей и среда. Влияние на агломерационные процессы оказал рост перемещений на личном транспорте. Еще тридцать лет назад на дачи горожане ездили на электричках, пригородных автобусах или ОМиках и «Ракетах», а сейчас мы едем на автомобилях. Появилось разнообразие видов работ, которые не связаны с обязательным жестким графиком и выходными, что сказывается и на трафике внутри агломерации, и на выборе места жительства: мы видим бум коттеджной застройки вокруг городов, превращение летних дач во всесезонное жилье. Появилось разнообразие видов отдыха. Например, лаишевский пляж «Камское море» по некоторым оценкам в выходные посещают до 20 тыс. человек, при том, что в самом Лаишево живет около 9 тыс. человек. Примеры может продолжить каждый читатель, ведь так или иначе, мы все вовлечены в агломерационные процессы.

– Какой пример подобной работы с территорией на ваш взгляд удачен в плане социального проектирования?

– Татарстан очень быстро уловил тренд постиндустриализма, включая развитие сервисов и сферы услуг, в том числе и в туризме. Туризм развивается не только в Казани, но и в агломерации. Так, в Иннополисе каждый третий житель связан с ИТ или научной деятельностью, но и сам город довольно привлекателен для туристов – за счет своеобразия и близости к Свияжским холмам. В Елабуге событийная активность (фестиваль Березовского, развитие музейного комплекса, Спасская ярмарка и другие события) позволяет создавать комфортную среду и рабочие места для елабужан. Невозможно не заметить вклад Программы развития общественных пространств РТ и Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в создание современной качественной среды, влияющей и на образ жизни, и на экономику.

– А по каким причинам, связанным с развитием территории, может возникнуть отток ее жителей?

– Город предоставляет человеку разнообразие для самореализации – в выборе рабочих мест, жилья, образования, отдыха, социальных связей. Если человек, особенно молодой, ощущает, что ему невозможно реализоваться, он может принять решение о переезде. Люди сегодня «голосуют ногами», и нужно вовремя прорабатывать свои конкурентные преимущества, чтобы не только не испытывать отток своих жителей, но и привлекать в их ряды новых людей. Некоторые мои студенты говорят, что приехали учиться в Казань, потому что «Казань – это как Москва, только лучше». Нет московских пробок, нет суеты, не такие высокие цены, при этом есть хорошие вузы, качественная разнообразная городская среда, эстетическая привлекательность улиц, набережных, сугубо городские интересные площадки и события — концерты, спектакли, кафе, клубы, выставки и т.п. Все это формирует большое конкурентное преимущество, которое стоит сохранить.

Беседовала Марина Орлова

Фото спикера: из архива Светланы Хуснутдиновой

Сообщение Светлана Хуснутдинова: «Мы все так или иначе вовлечены в агломерационные процессы» появились сначала на Cтройэкспертиза. Отраслевой журнал в ваших интересах.