Госдума приняла закон об ужесточении правил оборота вейпов

Депутаты Госдумы во вторник, 11 апреля, сразу в трех чтениях приняли закон об ужесточении правил оборота вейпов. Согласно документу, несовершеннолетним теперь запрещено продавать вейпы и любые ароматические жидкости для них. Ранее это касалось только тех, что содержат никотин.

Госдума приняла закон об ужесточении правил оборота вейпов
© BFM.RU

Кроме того, нельзя демонстрировать вейп-продукцию на витринах. Баночки с жидкостями теперь следует убрать из зоны видимости. Вот что рассказал продавец одного из московских вейп-шопов, с которым я поговорила под видом клиента:

— Жидкости с никотином уже давно в закрытом положении, то есть их просто так с улицы никто не увидит, это никакая не реклама. Люди приходят, спрашивают: «есть?» — «есть».

— А цены вырастут из-за этого?

— У нас лично на устройства цены ставит сам производитель, мы не завышаем, не понижаем, можем понизить только в случае каких-то акций. Но цены строго устанавливает производитель, мы не мешаем ему в ценовой категории. Единственное что — жидкость у нас поднимается в цене, потому что акцизы и плюс, если это еще импорт, накинется сверху.

Те представители индустрии, с кем удалось пообщаться Business FM, пока не готовы сказать, насколько из-за закона могут подорожать вейпы. Говорят, что сперва следует понять, какой будет правоприменительная практика. Что же касается продажи вейпов несовершеннолетним, то детям в магазинах их и так не продавали, рассказывает продавец одного из вейп-шопов:

«Ну нам же понятно, что нужно паспорт проверять, не продавать несовершеннолетним. То есть, если не было бы закона о том, что нельзя продавать без никотина, то в любом бы случае, продавец не отпустил бы жидкость без никотина несовершеннолетнему».

Еще одним ограничением стало установление минимальной цены на продукцию, содержащую никотин. Ее должны определять производители.

Реклама вейп-продукции теперь тоже будет ограничена. По словам депутата Петра Толстого, последуют и другие шаги. В том числе будет ужесточена ответственность за нарушение закона. Среди предложений — полная остановка выпуска и продажи жидкостей с ароматизаторами и добавками, которые усиливают привыкание, которые очень популярны среди подростков. По мнению законодателей, это позволит снизить привлекательность продукции для несовершеннолетних.

Однако основная проблема, с которой надо бороться, — это нелегальная интернет-торговля, с помощью которой школьники, как правило, и приобретают запрещенную продукцию, считает президент ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем» Лев Григорьев.

Лев Григорьев президент ассоциации «Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем»«Самый большой канал поступления продукции и вейпинга или любой другой для подростков — это интернет-торговля, запрещенная федеральным законом № 15 с 28 января 2020 года. У нас дикое количество сайтов, более 2,5 тысячи, которые нарушают федеральный закон, торгуют дистанционно никотиносодержащими продуктами и сигаретами в том числе. Здесь абсолютно отсутствует контроль, и это для подростков является самым доступным каналом».

По данным консалтингового агентства NeoAnalytics, рынок электронных сигарет последние годы растет на 20-30%, а объем продаж жидкостей для вейпинга и «электронок» составляет около 40 млрд рублей в год.