ФТС никак не оправится от хакерской атаки

Таможня закрыла доступ к своим IТ-системам из-за пределов ЕАЭС и перешла на бумажное оформление деклараций. Правда, это относится только к грузам, таможенное оформление которых производится в пункте назначения. То есть условная фура может въехать в Россию через любой пункт пропуска. На границе ей оформляют транзитную декларацию. Потом фура следует туда, куда нужно привезти груз, и уже там проводятся все таможенные процедуры.

ФТС никак не оправится от хакерской атаки
© BFM.RU

Сейчас приходится ждать сначала на границе, а потом еще стоять в очереди на растаможку по месту доставки груза. Документы отправляются по факсу, все работает очень медленно, а самое главное — непонятно, когда сбой устранят, указывает учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский:

Игорь Ребельский учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» «Конкретики никакой нет, понимания, когда заработает, к сожалению, тоже. Есть информация, что действительно какой-то серьезный вирус, нет пока ни сроков, ни дат, когда работа будет нормализована. Если говорить про то, как сейчас справляются с ситуацией, то те грузы, которые идут транзитом, в спешном порядке перевели на бумажный носитель. То есть транзиты делают на бумаге, а дальше, когда приходит на склад временного хранения, для таможенного оформления, все это встает и ждет, когда все это разрешится. Все автоматизировано — и списание платежей, и подача деклараций, поэтому решить это пока не удается».

По словам участников рынка грузоперевозок, очереди из фур на въезд в Россию выстроились, в частности, в Латвии и Эстонии.

Таможенная служба сообщила, что работа атакованных в понедельник IT-систем частично восстановлена, но участникам рынка перевозок от этого не легче — электронное оформление деклараций по-прежнему не работает. «Бардак», — так назвал происходящее гендиректор Sota Logistic Андрей Соловьев:

Андрей Соловьев гендиректор Sota Logistic «Декларации где-то можно подавать в ручном режиме, как по старинке, на бумажных носителях. Но в целом это бардак, грустно, и хочется сказать, чтобы руководство ФТС обратило внимание на безопасность электронного декларирования. Все, что не укладывается в стандартные сроки, 24 часа на оформление, подлежит оплате. Плюс еще есть ответственность перед конечными потребителями, вероятно, разные штрафные санкции, но это все потеря денежных средств».

Потери грузовладельцев и грузоперевозчиков от штрафов из-за простоя на таможне подсчитать сложно, нужно рассматривать каждый конкретный случай. Но даже оплата склада временного хранения может влететь в копеечку. Продолжает гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Это может стоить совершенно разных денег. Автогрузовые посты — это, как правило, 3-5 тысяч рублей в день. Если мы говорим о контейнерных грузах на станциях, это может быть 15-20 тысяч рублей в день в зависимости от станции назначения. Если мы говорим об аэропортах, там хранение очень дорогое. Если груз 500-600 килограмм находится в аэропорту, хранение может быть десятки тысяч рублей. За несколько дней могут накапать достаточно крупные суммы. То же самое в портах может быть».

По словам Георгия Властопуло, до сбоя ФТС оформляла ежедневно порядка 11 тысяч деклараций и, даже если прямо сейчас все нормализуется, разгребать скопившиеся за время сбоя документы придется не один день. Но таможня никаких сроков возобновления электронного оформления деклараций пока не называет. Предыдущий сбой в конце февраля, также вызванный атакой хакеров, был устранен довольно быстро. В этот раз, вероятно, последствия взлома IT-систем таможенной службы оказались намного серьезнее.