Альянс недропользователей хотят возродить для освоения новых месторождений в Коми

АРХАНГЕЛЬСК, 13 апреля. /ТАСС/. Правительство Республики Коми рассматривает возможность возрождения Альянса недропользователей для обеспечения предприятий отрасли геофизическими материалами современного научного и программного уровня для проведения геологоразведочных работ и освоения новых месторождений. Об этом сообщил в четверг заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Павел Азаренков во время сессии "Проекты освоения минеральных ресурсов Арктики" на деловом форуме "Арктика - регионы" в Архангельске.

"Республикой рассматривается возможность возрождения Альянса недропользователей. Этот союз создается с целью обеспечения предприятий, входящих в альянс, геофизическими материалами современного научного и программного уровня. Планируется, что в состав альянса войдут как предприятия недропользователей, так и организации, планирующие участие в конкурсах и аукционах, с целью получения лицензии на пользование недрами", - сказал Азаренков.

По его словам, регион обладает значительным потенциалом для расширения сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности. Тимано-Печорская провинция занимает по запасам нефти четвертое место в России и характеризуется высокими перспективами для их наращивания. Объем запасов газа составляет 99,8 млрд куб. м. Основная часть запасов нефти и газа лицензирована, в республике действует 190 лицензий и работает 59 недропользователей.

Азаренков отметил, что в регионе есть широкие возможности для развития добычи минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых. Также в республике ведется работа по вовлечению в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых.

Освоение месторождений и порт Индига

Для воспроизводства минерально-сырьевой базы, освоения месторождений полезных ископаемых и развития горнорудных проектов на территории Ненецкого автономного округа и Республики Коми было заключено концессионное соглашение о создании транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры. Также, согласно ему, должен быть обеспечен выход железнодорожного сообщения на Северный морской путь через глубоководный морской порт Индига.

Как сообщил заместитель генерального директора дирекции "Морской порт Индига" Сергей Клявин, сейчас ведется проектирование в рамках арктического мегапроекта РФ в составе порта Индига, железной дороги "Индига - Сосногорск", а также и разработки Пижемского месторождения титановых руд и кварцевых песков, которое является крупнейшим в мире по разведанным подтвержденным запасам.

По его словам, грузооборот порта на начальном этапе будет составлять 8,6 млн тонн, по схеме трансшипинга, а после создания железной дороги предполагается увеличение до 80 млн тонн. Этот порт в Арктической зоне Российской Федерации будет, возможно, вторым незамерзающим глубоководным портом после Мурманска.

Также он отметил, что протяженность железнодорожной магистрали "Индига - Сосногорск" составит около 559 км, а пропускная способность - 122 пары поездов в сутки. Клявин также отметил, что инвестиционные затраты составят порядка 371 млрд рублей, а срок окупаемости проекта - около 19 лет. При этом сам порт может окупиться и без железной дороги в течение 15 лет по системе трансшипинга.

Развитие логистики и морских проектов

Тему развития логистики и связанного с ней освоения новых месторождений продолжил директор филиала "Газпромнефть-Снабжение" Сергей Бессонов. По его словам, ограничение добычи ресурсов при освоении Арктики связано в том числе с тем, что ограничено место на платформе и судах, в связи с чем большое количество времени тратится на доставку грузов. При этом летом Баренцево море "закрыто" из-за военных учений. Бессонов также отметил, что для доставки необходимого оборудования разработана новая система логистики и график бурения скважин.

Как рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам "БТ СВАП" Руслан Закиров, в настоящий момент на стадии разработки находится проект по производству и раскрепление свай в опорных основаниях морских платформ и гидротехнических сооружений методом гидророзжима в арктических условиях. Гидророзжим - технология раскрепления свай, основанная на создании высокого внутреннего давления, с применением гидравлических систем, достигая предела текучести сваи, но не превышающего предел пластической.

По словам Закирова, такое соединение обеспечивает высокий уровень прочности и надежности при разнонаправленных циклических вибрационных нагрузках. Также в ходе форума было отмечено, что по всей акватории Северного морского пути сейчас проводятся работы по восстановлению и реконструкции портовой инфраструктуры. При этом темпы ее развития пока находятся на недостаточном уровне. Одним из сдерживающих факторов стала часто отсутствующая инфраструктура железных и автомобильных дорог, а также отсутствие единой логистической системы.

Деловой форум "Арктика - регионы" является площадкой для встречи операторов нефтегазовых и горнорудных проектов в Арктике, владельцев транспортного, промыслового и ледокольного флота, а также представителей крупных промышленных, логистических судо- и машиностроительных компаний и предприятий. Основной темой форума стали вопросы управления и развития Северного морского пути и прилегающих акваторий. ТАСС - генеральный информационный партнер форума.