Эксперт пояснил причины коллапса общественного транспорта в районах Кировской области

Власти Уржумского района Кировской области вынуждены были 11 апреля собрать незапланированный сход жителей поселка Андреевского, на котором пошли на уступки. Общественный транспорт будет из райцентра ходить туда в два раза чаще: по понедельникам и пятницам.

Эксперт пояснил причины коллапса общественного транспорта в районах Кировской области
© Российская Газета

Андреевский прецедент

За несколько дней до схода две учительницы из поселка Андреевского, что в 12 км от Уржума, направили в ОНФ видеообращение, где просили наконец-то решить проблему с общественным транспортом. Первой реакцией властей района стало заявление о том, что транспортная услуга не пользуется спросом. "В среднем количество пассажиров за одну поездку составляет 3-5 человек", - написал один из муниципальных чиновников под обращением на странице реготделения Народного фронта.

- Большой необходимости, чтобы автобус туда ходил ежедневно, нет. А затраты ложатся на бюджет, - пояснил корреспонденту "РГ" глава района Вячеслав Байбародов.

Повышать бюджетные расходы, увеличивая количество рейсов, чиновники считают нецелесообразным. Действительно, в Андреевском есть практически все: магазины, ФАП, отремонтированный сельский клуб, детский сад и школа. А те, кто работает в райцентре (таких человек 40), справляются своими силами: ездят на своих машинах или их подвозят соседи. Благо езды по свежеотремонтированной дороге каких-то 10-15 минут.

Впрочем, власти вынуждены были признать, что действующее расписание неудобно тем, кто все-таки вынужден ездить в Уржум лишь изредка. Новое расписание, поддержанное жителями на сходе, предполагает два рейса в неделю.

Деградация по спирали

Ситуация, которая возникла в предместье Уржума, типична для всей Кировской области.

- Когда в начале 2000-х мы покупали дом в селе Курине за Котельничем, автобус ходил туда через день. Сейчас - раз в месяц. Сегодня приехали в Киров по делам. Мужа обратно отвез внук, а я ходила по врачам. Сейчас придется подгадывать. На такси от станции до нас полторы тысячи, - рассказывает кировская пенсионерка Татьяна Малышева.

Аналогичные комментарии под новостями о событиях в Андреевском оставляют те, кто вынужден добираться до удаленных населенных пунктов в самых разных районах области.

Причину коллапса пассажирского транспорта в районах Кировской области эксперты видят в катастрофическом недофинансировании отрасли. Власти вынуждены держать низкую стоимость билетов, но при этом фактически не компенсируют перевозчикам расходы. Тот же Уржумский район направляет на субсидии транспортникам всего 1,5 млн рублей в год -0,25 процента (!) расходов районного бюджета.

- Отсутствие и недостаточность выплат компенсаций за перевозку пассажиров в районах вынуждает обе стороны - и муниципалитет, и перевозчика - "резать" количество рейсов. Это окончательно убивает пассажиропоток и отрасль в целом, - поясняет финансовый директор Вятско-Полянской автоколонны 1322 Вячеслав Царюк.

По его оценкам, большинство контрактов на пассажирские перевозки в районах заведомо убыточны, что привело к постепенному закрытию многих частных компаний. Как-то сводят концы с концами лишь принадлежащие государству или муниципалитетам фирмы, которые финансируются по другим схемам.

Эксперт отмечает, что для восстановления системы общественного транспорта могут быть самые разные решения - от введения брутто-контрактов до передачи перевозчикам на регулярных рейсах заказов на услуги школьных автобусов.

В любом случае, до тех пор пока доходы и издержки транспортных предприятий не сбалансируют, ситуация будет развиваться по нисходящей спирали: сокращение рейсов - перенос спроса на другие виды транспорта - снижение доходов на регулярных маршрутах и далее вниз, вниз, вниз...

А как у соседей?

Нижегородпассажиравтотранс предложил сотрудникам вознаграждения за привлечение новых работников, сообщается в корпоративном Telegram-канале. С 10 апреля государственное предприятие запустило программу лояльности "Приведи друга". Сотрудники организации, которые до конца года привлекут новых работников, получат по 3 тыс. рублей за каждого "новообращенного". В НПАТ добавили, что прием на работу осуществляется по результатам собеседования в соответствии с его профессиональными навыками и деловыми качествами.

"Поедем в таксо"

В Краснобаковском округе на северо-востоке Нижегородской области теперь любой житель может воспользоваться услугами муниципального такси. Автомобилей пока лишь три, но любая поездка внутри зоны округа, а это райцентр и три деревни, обойдется всего в 100 рублей.

Такси, безусловно, комфортнее автобуса. Но лучше, когда у пассажира есть выбор, на чем ехать. Фото: Telegram-канал Антона Быкова

Как сообщили "РГ" в местной администрации, закуплено три Lada Granta, а поездки пассажиров дотируются из муниципального бюджета.

"Вижу переживания населения по поводу периодической отмены автобусных рейсов нашего автопредприятия, которая связана с катастрофическим некомплектом водительского состава. Еще с осени прошлого года мы совместно с руководством АО "Краснобаковский автопарк" активно ищем водителей, но проблема до сих пор существует", - написал в своем Telegram-канале глава МСУ Антон Быков.

Проблему нерегулярности автобусного сообщения в Красных Баках пробуют решить за счет такси. Ежедневно с 6 утра до 10 вечера любые поездки по райцентру и окрестностям стоят 100 рублей, за пределами этой зоны - 20 рублей за километр. Отдельный и тоже фиксированный тариф - доехать до железнодорожной станции Ветлужская в семи километрах от райцентра можно за 220 рублей. Если собрать компанию попутчиков из четырех человек, получится по 55 рублей с каждого.

Краснобаковцы в соцсетях пишут, что такси - "дело хорошее", но большие семьи в таких маленьких машинах не поместятся, да и автобус пока доступнее. "Могли бы и подешевле тариф сделать для селян, тут зарплаты-то копеечные", - сетуют некоторые местные жители.

Глава МСУ надеется, что такая мера "поможет решить острый вопрос пассажироперевозок в нашем округе".

- Это и гораздо удобнее - общественный транспорт работает по определенному графику, а такси - по желанию клиента, - говорит Антон Быков.