Волгоградская область усиливает госконтроль за концессионными проектами в ЖКХ

Администрация региона и ЗАО «Лидер» решили передать управление системами теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения Волгограда на региональный и муниципальный уровень. Компания выполнила свою задачу на этапе стабилизации ситуации в городском ЖКХ, но в нынешних условиях модернизация отрасли требует нового подхода.

Волгоградская область усиливает госконтроль за концессионными проектами в ЖКХ
© Волгоградская правда

«Сетям нужны дополнительные инвестиции»

Бесперебойная работа и развитие систем жизнеобеспечения – важная задача, подчеркнул губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, комментируя принятое решение.

– В период нестабильности на финансовых и сырьевых рынках неправильно возлагать ответственность за работу систем ЖКХ с таким большим объемом проблем исключительно на коммерческие структуры, – отметил глава региона.

Он напомнил, что проблемы в отрасли накапливались десятилетиями и «будет неправильно, если власть, прикрываясь соглашениями и договорами о сотрудничестве в этой сфере с коммерческими структурами, будет перекладывать ответственность за работу систем жизнеобеспечения на сторонние организации, делать вид, что она здесь ни при чем».

– Необходимо приступить к всесторонней профессиональной оценке деятельности систем ЖКХ, их технического состояния с выработкой предложений по их модернизации и развитию, – заявил Бочаров. – А для этого необходимо усиление государственного, муниципального и общественного контроля за функционированием систем ЖКХ.

Глава региона подчеркнул, что эта работа должна идти с участием администрации Волгограда с «возможностью привлечения государственных и частных инвестиций для модернизации систем ЖКХ». Он поблагодарил компанию «Лидер» за работу в сложный период и ответственное решение о передаче управления.

– Мы знаем, что у вас были гораздо более выгодные предложения, но вы приняли социально ответственное решение, которое позволит городу Волгограду продолжить работу по повышению эффективности систем ЖКХ, – сказал Бочаров, обращаясь к руководителю компании Анатолию Гавриленко.

Он, в свою очередь, напомнил, что в 2015–2016 годах волгоградские концессии были одним из первых примеров реализации ГЧП в жилищно-коммунальном хозяйстве с обязательствами модернизации сетей водо- и теплоснабжения из внебюджетных источников.

– Считаем, что этот подход себя оправдал, – заявил Гавриленко. – Для повышения надежности сетей были привлечены средства, которые на тот момент были нужны городу и жителям. Но сегодня видно, и последняя авария тому подтверждение, что сетям требуются дополнительные инвестиции.

Учитывая текущее финансовое состояние рынка, привлекать только внебюджетные средства нельзя без нагрузки на тарифы, добавил Гавриленко. Он также подчеркнул, что за эти годы был наработан опыт и выстроены партнерские отношения, которые могут стать основой для будущих проектов, особенно по программам развития на 10-летний период, которые Андрей Бочаров озвучил на последней встрече с общественностью.

Губернатор подтвердил, что в Волгоградской области начинается новый этап работы.

– У региона и города Волгограда есть новые возможности, реальные инструменты, позволяющие решать актуальные задачи в ЖКХ. Есть внешние условия для такого решения: укреплена бюджетная обеспеченность бюджетов Волгограда и региона; приняты решения о создании новых, более эффективных механизмов и инструментов господдержки отрасли; сформирована правовая база функционирования ЖКХ. Также наработан хороший опыт реализации отдельных проектов с привлечением государственных и частных инвестиций.

 «Это была сплошная чрезвычайная ситуация»

Бочаров подчеркнул, что руководству Волгограда и профильным вице-губернаторам надо учитывать практически стопроцентный износ отдельных сетей.

– При этом даже страшно вспомнить, в каком состоянии находилось ЖКХ Волгограда в 2014–2015 годах, – отметил глава региона. – Все сетевое хозяйство было просто брошено. Были отключения месяцами целых городских кварталов, не отапливались соцучреждения. Работы на сетях шли днем и ночью и в жару, и в холод. Все разрыто, кругом ямы… Многие сети были не учтены ни в каких документах и поэтому не обслуживались. Двойные платежки были не редкостью. Это была одна большая сплошная чрезвычайная ситуация.

Именно в этот очень сложный период компания «Лидер» вошла в проект по оздоровлению городского ЖКХ и использовала для стабилизации ситуации свои финансовые ресурсы без привлечения государственных, областных и муниципальных средств.

– Были предприняты шаги, позволившие стабилизировать ситуацию. Но, конечно, и они не смогли решить проблему в полном объеме. В то время было сложно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, – сказал губернатор.

Есть возможности для развития

Он отметил также, что к решению о новом этапе модернизации городского ЖКХ власти подтолкнула авария на коллекторе в Ворошиловском районе Волгограда. Она показала, что устранять аварии такого объема и решать задачи такого масштаба можно только на основе консолидации всех ресурсов и возможностей и при непосредственном руководстве власти.

В то же время, по мнению главы региона, нельзя проводить модернизацию систем ЖКХ только за счет средств граждан, за счет тарифов. Говоря о передаче управления на областной и муниципальный уровень, Бочаров отметил, что это не повлечет за собой изменения тарифа для жителей, но позволит сделать его более прогнозируемым и увеличит горизонт его планирования. Потребуется ряд встреч и работа с экспертным сообществом, усиление общественного контроля за сферой ЖКХ, предупредил Бочаров и резюмировал:

– У города-героя Волгограда появляется возможность на основе того, что уже сделано, создать по-настоящему эффективную систему управления ЖКХ. Со своей стороны Волгоградская область окажет в этом направлении городу-герою Волгограду всемерное содействие. Также рассчитываю на продолжение нашего сотрудничества с компанией «Лидер» по новым, важным для города Волгограда и Волгоградской области проектам развития.