В Ростовской области продолжают расследовать уголовные дела против предпринимателей, поставлявших автоклубы

Коротко о сути происходящего. У Минкульта есть программа «Культурная среда». В ее рамках в 47 регионов России было поставлено 600 автоклубов. Автоклуб — это, грубо говоря, сцена на колесах: «Газель», у которой вместо кузова фургончик с раздвижной платформой и светомузыкальной аппаратурой. Приехал в деревню, где нет ДК, провел мероприятие, уехал.

В Ростовской области продолжают расследовать уголовные дела против предпринимателей, поставлявших автоклубы
© BFM.RU

Закупаются такие автоклубы через тендер. Уголовные дела стали возбуждать по контрактам, заключенным и исполненным еще в 2020 году. Интересно, что фургоны разъехались по разным городам, но претензии возникли только у ростовских правоохранителей. Причем именно и только у правоохранителей.

У заказчиков изначально претензий не было, рассказывал ранее Business FM Александр Масягин, директор и учредитель компании «Автомастер», одна из дочерних структур которой и поставила автоклубы в ДК. Заодно Масягин рассказал и том, как его предприятие выигрывало тендеры, на одном из примеров, когда компания построила автоклуб и продала его примерно за 4 млн рублей:

— Это была максимальная цена контракта. В декабре никто не решился выйти на этот аукцион, потому что сроки были ограничены. Чудо, что мы смогли сделать этот автомобиль, может быть, не чудо, а наше усилие.

— Вы, если я правильно понимаю, единственный участник, который предложил услугу.

— Да. В этом аукционе, где участвовало ООО «Дуст», учредителем которого я являюсь, мы подали одни, больше никто не заявился. Поэтому мы взяли его по максимальной цене.

— Соответственно, максимальная цена контракта формируется заказчиком? То есть это они предложили?

— Да. Максимальная цена контракта формируется заказчиком на основе коммерческих предложений, которые они собирают по всей стране. И поставка была в декабре, ее нужно было осуществить за 20 дней. Мы справились и думали, что нам дадут медаль, а на нас уголовное дело завели.

Еще один важный нюанс. Произвела фургон компания «Автомастер», а продала ее дочерняя структура — компания «Дуст». Собеседник Business FM объясняет это тем, что по закону такие поставки должны исполнять представители малого и среднего бизнеса. А «Автомастер» под эти параметры не подходит и вынужден создавать посредника.

Так или иначе ростовские следователи (уже как минимум в десяти случаях) считают такие закупки мошенничеством. Причем, как радиостанции объяснил адвокат одной из фигуранток таких дел Алексей Скворцов, претензии даже не в завышенной цене, а в том, что, по мнению эксперта, привлеченного следствием, деньги были потрачены чуть ли не впустую, что поставщик собрал не автоклуб, а что-то другое, что вообще не подходит ни по одному параметру, заявленному в ТЗ.

Алексей Скворцов адвокат «Вопрос, который сейчас подлежит рассмотрению, в следующем: возникло большое количество однотипных уголовных дел, в рамках которых предприниматели обвиняются в том, что машина не соответствует никаким техническим параметрам, предъявляемым требованиям к данному автоклубу, и она вообще не могла быть продана в Дом культуры, потому что не соответствует тем или иным параметрам. С чем мы, собственно говоря, не согласны. Здесь нет вопроса в цене, здесь не идет речь о том, что стоимость автомобиля была завышена, речь идет о том, что автомобиль вообще не должен был якобы продаваться».

И в результате в некоторых случаях обвинения пали уже не только на тех, кто поставлял автоклубы, и тех, кто их принимал (руководителям ДК вменяют превышение полномочий), дело дошло уже и до претензий к сотрудникам ГИБДД, которые поставили на учет, по версии следствия, непонятно что. Автоклубы сняли с учета, что позволило обвинению увеличить объем претензий, указывает директор той самой компании «Дуст» Татьяна Караськова:

Татьяна Караськова директор компании «Дуст» «Если раньше они высчитывали ущерб, сейчас они просто ставят всю сумму контракта себе в ущерб. Они сняли машину с учета. На вопрос ГИБДД, на каком основании сняли машину с учета, они сказали, что им поступило требование со стороны следственных органов о том, что машину необходимо снять с учета. То есть без всяких оснований машину с документами, которую в свое время поставили на учет, снимают с учета. И пишут так: «Машина на учете не стоит, ДК машиной не владеет, то есть не может пользоваться, значит, ущерб нанесен на полную сумму». Вот так красиво, и ничего сделать с этим нельзя».

Есть и еще одна интересная деталь. По словам адвокатов, во всех десяти возбужденных делах экспертом от следствия выступает один и тот же человек — Николай Шаповалов, который и счел автоклубы несоответствующими заявленным требованиям. Но, по данным защитников фигурантов этих дел, Шаповалов не является ни оценщиком, ни автоэкспертом.

Татьяна Караськова рассказала Business FM, что ей удалось добиться аудиенции у главного ростовского прокурора. Он выслушал позицию предпринимателей и обещал разобраться. Ответа пока так и не последовало. Редакция радиостанции обращалась в Генеральную прокуратуру с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. В ведомстве пообещали провести проверку. Видимо, она еще идет.