«Головы назад»: Аналитик Беляев пояснил, почему тормозит крупный российский бизнес

ВВП России по итогам 2023 года вырастет на 0,9%. Об этом говорится в консенсус-прогнозе «Известий». Сценарий оптимистичней, чем у МВФ, но пессимистичней, чем у Минэкономразвития.

Росту ВВП должны поспособствовать переориентация экспорта в Индию, Китай, другие «новые» страны; реализация госпрограмм и мер поддержки, сохранение спроса на кредиты, прежде всего в корпоративном сегменте и т. д.

При рассмотрении федерального бюджета на 2023–2025 годы в конце октября 2022-го спикер Госдумы Вячеслав Володин назвал его «санкционным и блокадным», а лидер КПРФ Геннадий Зюганов сказал, что от чтения этого документа «становится плохо». Защищал проект тогда фактически только министр финансов Антон Силуанов.

Государственный бюджет — важная вещь, но он составляет лишь порядка 25% всей экономики. Остальная часть реальной экономики — это так называемый предпринимательский корпус, заявил в беседе со «Свободной прессой» финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев.

«Причем, речь идет и о крупных, сырьевых компаниях, которые обеспечивают нашу устойчивость к тем же санкциям, и о малом и среднем бизнесе. Сегодня эти большие компании находятся в такой выжидательной позиции, позиции обращения к государству, чтобы оно им опять помогло в трудные времена, чтобы они смогли работать в прибыльной зоне. Они опять забывают, а может и не хотят знать, что они, прежде всего, предприниматели. Именно это отличает рыночную экономику от плановой. И, по идее, им вообще никто и ничего не должен, кроме созданий общих условий для работы, плюс, может быть, поддержки в сверхтяжелые времена, что государство, собственно, и сделало. Но никто не обязан оставлять им сверхприбыли, к которым они привыкли из-за экспортных операций», — пояснил аналитик.

По словам Беляева, двигаться вперед крупные компании могут только в результате внедрения научно-технического прогресса. Но пока у таких корпораций «головы повернуты назад», и они, опираясь на лоббистские возможности, пытаются стребовать, получить как можно больше от государства и бюджета.

«МСП также не стоит воспринимать исключительно как пиццерии и маникюрные салоны. А у нас часто именно так толкуется. А это все-таки небольшие компании, которые выполняют обслуживающие функции и удовлетворяют определенные потребности населения, либо становятся сателлитами крупного бизнеса. Посмотрите на так называемый Mittelstand Германии, то есть малый и средний бизнес. У кого-то в голове, может, складывается, что немцы столько пиццы едят, но на самом деле это в основном компании, привязанные к крупным корпорациям, а сами по себе в эффективном варианте они не могут существовать. К примеру, у автомобильных предприятий там до двух тысяч мелких поставщиков. И они также с удовольствием занимаются и внедряют научно-технические новинки», — подчеркнул аналитик.

В заключении Беляев уточнил, что огромное значение также имеет денежно-кредитные отношения. Собеседник «Свободной прессы» сказал, что в России именно этот блок пока «угнетает» сильнее всего.

Ранее аналитик оценил возвращение России в десятку крупнейших экономик мира.