«Электросингал»: проверка на прочность
Радисты 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии работают с переносной КВ-радиостанцией РБ-М образца 1942 года
Воронежский завод «Электросигнал» — предприятие радиоэлектронной промышленности с многолетней славной историей. От простых детекторных приемников в начале 1930‑х годов до современных средств радиосвязи 6‑го поколения — таков огромный производственный опыт, накопленный коллективом за более чем 90‑летнюю деятельность. Однако достигалось все это титаническими самоотверженными усилиями. Вместе со всеми советскими людьми самую серьезную проверку на прочность заводчане выдержали в годы Великой Отечественной войны. Сегодня предприятие входит в состав холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех.
Первый период войны
Поскольку первый камень в фундамент завода был заложен 10 сентября 1931 года, вступая в новый 1941 год, электросигнальцы планировали ударными темпами отметить 10-летие завода. К этому многое располагало. «Электросигнал» уже был зрелым, окрепшим предприятием, специализировавшимся на выпуске первоклассных 6-ламповых 3-диапазонных радиоприемников «6Н-1». Были возведены новые корпуса. Многие электросигнальцы повышали производственный уровень, обучаясь на курсах мастеров. Другие готовились к защите дипломов в радиотехникуме и заочных институтах. Инженеры и конструкторы разрабатывали новые модели радиоприемников.
…Но страшное слово «война» ворвалось в мирную жизнь людей ранним утром 22 июня 1941 года. На следующий день на «Электросигнале» развернул работу призывной пункт военкомата. Сотни заводчан ушли на фронт. В первые же дни войны все предприятия страны — от крупных заводов союзного значения до кустарных мастерских — получили срочные военные заказы. При этом фронту крайне не хватало радиосредств, без которых невозможно было осуществлять управление войсками.
В нашей стране к началу войны с Германией не удалось осуществить намеченную программу перевооружения войск современными средствами связи. Поэтому танки отправлялись на фронт без радиостанций, бомбардировочная и истребительная авиация выполняла боевые задания без радиосредств. Чтобы понять важность быстрейшего выпуска радиоаппаратуры для фронта, приведем сказанные в первые дни войны слова впоследствии трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина: «По сути дела, мы (летчики) были в положении глухонемых. У нас было несколько сигналов покачиванием крыльев. Чтобы поддерживать связь между собой, мы прижимались друг к другу, строили плотные боевые порядки, которые сковывали маневренность. Сколько опасностей предупредило бы слово, брошенное в эфир».
Эвакуация из Воронежа. Октябрь 1941 года
В противовес — тактика блицкрига, господствовавшая в вермахте, была немыслима без связи различных боевых подразделений одного рода войск − танковых и мотострелковых − между собой, а также взаимодействия с поддерживающими частями артиллерии и авиации. В результате наши войска часто попадали в окружение частей вермахта, оснащенных современными радиосредствами, и несли колоссальные потери. Сложившуюся ситуацию надо было срочно менять.
Уже 25 июня 1941 года постановлением Совета народных комиссаров было вынесено решение «О сдаче населением радиоприемных и передающих устройств». Их надлежало сдать в 5-дневный срок на временное хранение ввиду того, что они могли быть использованы гитлеровцами. В это же время советские радиозаводы (которых было совсем немного) получили военный заказ — приступить к разработке средств связи для всех видов войск.
Получив задачу от Государственного комитета обороны (ГКО), «Электросигнал» в короткие сроки разработал и выпустил простые и удобные в применении радиоприемники РСИ4 «Малютка» для бомбардировщиков. С поступлением электросигнальской продукции на фронт будущий летчик-герой А. И. Покрышкин сказал: «Приемник РСИ-4 (Малютка) — это глаза и уши авиации, он спас многим нашим асам жизнь на фронте». Но и эта радость была недолгой, ведь уже осенью началась массовая эвакуация заводов на восток страны. Следовательно, выпуск приемника был приостановлен до февраля 1942 года, когда заработали мощности завода на новом месте.
Попутно, с июля по октябрь, шла подготовка к выпуску технологичной радиостанции «Левкой» РБ-М, с помощью которой надеялись изменить соотношение сил по управлению войсками в пользу Красной армии.
Эвакуация в Новосибирск
С наступлением осени положение вокруг Воронежа стало угрожающим. Фронт, несмотря на сопротивление советских войск, приближался. Промышленные предприятия получили приказ об эвакуации.
Директор завода Константин Назарович Мещеряков обратился к электросигнальцам: «Враг рвется к Воронежу, и нам предстоит сложная и ответственная задача: в течение 2 месяцев произвести эвакуацию завода. Нужно распределить людей посменно, чтобы работа была организована круглосуточно. Отдел кадров подготовит к исходу дня список работников, которые поедут на новое место. Семьям нужно взять только самое необходимое». Пункт назначения держался в строгом секрете.
Эшелон с заводчанами и оборудованием
На «Электросигнале» началась новая напряженная жизнь. Работать приходилось от зари до зари. Нужно было демонтировать, тщательно упаковать оборудование и по осенней слякоти буквально на руках доставить его к железнодорожным платформам. Люди работали круглосуточно с перерывами на время воздушных тревог. Осенняя стужа и проливные дожди затрудняли работу. Дождь словно испытывал волю и характер электросигнальцев, лил несколько дней подряд. Люди в промокшей одежде ежились от холода.
К.Н. Мещеряков видел уставших и голодных людей, которые скрывали покрасневшие от бессонных ночей глаза. Он видел, как тяжело переживали электросигнальцы расставание с родным заводом, которому отдали столько любви, сил и здоровья на протяжении десяти лет его существования, но проявляли величайшее терпение и организованность. Несмотря на все трудности, первый эшелон отправился в Новосибирск 12 октября, последний, девятый, — 25 ноября 1941 года.
Радиомастерская в прифронтовом Воронеже
С уходом последнего эшелона жизнь на заводской территории не замерла. Для выполнения особого задания обкома партии в Воронеже осталась группа электросигнальцев во главе с Дмитрием Максимовичем Мирошниковым. Они организовали в подвале заводоуправления радиомастерскую по изготовлению аппаратуры для нужд фронта. А Городской комитет обороны принял решение передать им несколько тысяч радиоприемников из тех, что были сданы населением в первые дни войны. Чтобы из этих приемников сделать военные рации, маленькому коллективу пришлось проявить большую находчивость и изобретательность. Таким образом, в прифронтовом городе продолжал жить завод, помогая своей продукцией громить врага.
В июне 1942 года вокруг Воронежа сложилась крайне тяжелая обстановка: участились атаки вражеской авиации, правобережная часть города подвергалась артиллерийскому обстрелу противника.
По воспоминаниям Д. М. Мирошникова, в ночь с 6 на 7 июля 1942 года электросигнальцы закопали в землю наиболее ценное оборудование, веря, что обязательно вернутся, остальное уничтожили, чтобы не досталось врагу. На рассвете они покинули Воронеж. На следующий день в город вошли фашисты…
На новосибирской земле
Первый эшелон с оборудованием и людьми прибыл в Новосибирск 27 октября 1941 года. Именно эта дата считается днем основания завода «Электросигнал» в Новосибирске. Последний эшелон из Воронежа пришел 29 декабря 1941 года.
И вновь на руках перетаскивалось заводское оборудование на выделенные производственные площадки, которые были разбросаны в разных частях города и совершенно не приспособлены для работы. Они представляли собой холодные складские помещения без полов и чердачных перекрытий, не были обеспечены отоплением, водопроводом, канализацией, электроэнергией и слаботочным хозяйством.
В тяжелых условиях, осложненных сильными сибирскими морозами, пришлось заниматься всем сразу: разгрузкой и установкой оборудования, устройством жилья для прибывших электросигнальцев, организацией питания. Часть воронежцев временно поселилась в школе, остальные разместились в землянках, бараках.
Но все бытовые проблемы просто меркли по сравнению с главной задачей — поскорее начать выпуск продукции для фронта. Государственный комитет обороны поставил перед предприятием задачу потрясающей сложности — выдать первую продукцию для фронта в январе 1942 года. Благодаря героическим усилиям воронежцев и влившихся в их ряды сибиряков был перекрыт этот срок. 24 декабря 1941 года первая партия радиостанций с маркой новосибирского «Электросигнала» была направлена в действующую армию.
Завод «Электросигнал». Фото: Музей Новосибирска
Ветеран труда завода, бывший фронтовик П. А. Краснов вспоминал: «В начале 1942 года мы на фронте впервые получили продукцию завода. Какая это была хорошая, безотказная техника!» Эти слова по-особому звучали для ее создателей.
Возобновив производство военной связи, завод к весне 1942 года выпустил первую партию изделий РСИ-4А для новейших истребителей. Несмотря на то, что это были только первые образцы, радиостанция сразу стала играть важную роль при управлении боевыми действиями ВВС. Успешно осуществлялась связь между эскадрильей, командными пунктами авиаполков, постами ВНОС (воздушного наблюдения оповещения и связи), а впоследствии с авианаводчиками в наземных войсках.
«Радио и пулемет в воздушном бою равны», — так отзывались советские летчики о поступавших электросигнальских изделиях. Летом 1942 года другая модификация серии РСИ стала поступать в танковые дивизии, где также зарекомендовала себя с наилучшей стороны.
Еще летом 1941 года, когда стало очевидно, насколько Красная армия уступает вермахту в организации ведения боевых действий из-за отсутствия подвижной, маневренной связи, на «Электросигнале» приступили к разработке и проектированию высокотехнологичной радиостанции «Левкой» РБ-М (радиостанция батальонная модернизированная). В эвакуации изделие прошло доработку, было освоено в производстве и первой партией направлено в войска летом 1942 года. Это был настоящий шедевр инженерной мысли.
Несмотря на катастрофическую нехватку квалифицированных кадров, которых из Воронежа прибыло, по приблизительным оценкам, всего 25–30%, завод сумел восстановиться и выпускать по нарастающей необходимые объемы продукции для фронта. А вывезенный задел материалов и комплектующих изделий позволил предприятию работать на новом месте «без пробуксовывания» на протяжении шести месяцев 1942 года.
Возвращение в освобожденный Воронеж
Электросигнальцы, не жалея сил, трудились для победы. Следующей зимой в сводках Совинформбюро они услышали радостную весть: «25 января 1943 года войсками 60-й армии освобожден Воронеж». Что началось в цехах: заводчане обнимались, плакали от радости…
212 дней и ночей шли бои за Воронеж. Город был разрушен на 95%, но выстоял. Несколько сотрудников были направлено из Новосибирска на работы по восстановлению родного города. Страшная картина разрушений предстала перед их глазами. На изрытой траншеями и блиндажами заводской территории были одни руины и развалины. Из-под снега торчали стволы орудий. Не осталось ни одного целого здания. Все надо было начинать заново. Во время восстановительных работ часто попадались неразорвавшиеся снаряды и мины. В городе не было света, воды, хлеба, транспорта и жилья. Жить приходилось в подвалах, в кое-как приспособленных кирпичных коробках. Снаряд от трехдюймовки заменял лампу, бочка из-под горючего — печь. За дровами ездили в лес. Люди падали от усталости, но поднимались и продолжали трудиться.
Сборочный цех восстановленного завода. 1945 год
И в таких условиях заводчанам пришлось приступить к выполнению распоряжения ГКО от 23 сентября 1943 года «обеспечить в IV квартале выпуск радиопередвижек для фронта в количестве 500 штук». Этим распоряжением предписывалось из числа городского и сельского населения направить в Воронеж для работ по восстановлению завода 400 человек, а для выпуска продукции — 300 человек.
Работы по возрождению предприятия и одновременно выпуска радиопередвижек возглавил Григорий Петрович Фурсов, назначенный приказом Наркома электротехнической промышленности директором завода. Развалины заводских зданий приспосабливались под производственные помещения. Одновременно велись монтаж и установка оборудования. Картина в цехах была неприглядной: один-два станка, несколько верстаков или столов. Окна наполовину забиты фанерой или железом. Посреди цеха — огромная бензиновая бочка, приспособленная под печь. Темно. Холодно. Время от времени люди подбегают к печке погреться. Но какой энтузиазм царил среди рабочих! Мобилизовав все усилия, электросигнальцы выполнили поставленную задачу.
Высшая награда Родины
Всего за годы войны два «Электросигнала» (воронежский и новосибирский) оснастили радиосвязью свыше 100 тысяч самолетов, более 40 тысяч танков, 36 тысяч сухопутчиков и артиллеристов. Перечисленные цифры — огромный вклад в Великую Победу, в управление ударной мощью Красной армии при уничтожении живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1944 года завод был награжден орденом Ленина «… за образцовое выполнение заказов для фронта». Этой высокой награды был удостоен и директор завода К.Н. Мещеряков. Он вошел в историю «Электросигнала» как руководитель, который принял на себя все сложности и проблемы первых месяцев войны. Под его руководством проходила эвакуация и пуск завода в Новосибирске.
А признанная лучшей среди всех аналогов воюющих стран радиостанция РБ-М, по мнению экспертов, сыграла в Великой Отечественной войне такую же роль в обеспечении связи, как легендарный Т-34 в танковых войсках.
Поднявшись из руин, «Электросигнал» вскоре стал одним из самых рентабельных предприятий страны. А успех дела решали люди, замечательные труженики, поколение победителей.
Спустя 78 лет после Победы ОАО «Электросигнал» в составе холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех продолжает выпускать средства связи в интересах ВС РФ. Для автоматизированного комплекса ЕСУ ТЗ Министерства обороны поставляются командно-штабные машины на различной базе. В силовых структурах востребован комплекс цифровой УКВ-связи «Аргон». Предприятие динамично развивается, наращивает объемы производства и номенклатуру изделий, своевременно выполняет заказы по поставкам продукции в разные уголки России и зарубежья.