Российская мебельная отрасль идет на Восток

В связи с введенными санкциями Евросоюза, мебельные производства ищут новые рынки сбыта и планируют выходить в страны Азии и Ближнего Востока, пишет газета «Коммерсантъ». Мебельные компании, в частности, «Ангстрем», Divan.ru и «Аскона» рассматривают возможность начать работать в Монголии, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах.

Российская мебельная отрасль идет на Восток
© BFM.RU

По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в 2022 году экспорт мебели из России сократился на 40% по сравнению с 2021 годом. Для компании Mr.Doors сейчас новый рынок номер один — это Индия, рассказывает сооснователь мебельной компании Mr.Doors Максим Валецкий:

Максим Валецкий сооснователь мебельной компании Mr.Doors «Нам всем интересна международная экспансия, всем здоровым, крепким, сильным российским брендам, потому что российская мебель конкурентна. Не во всех странах, не бывает, чтобы мы все были конкурентны, в Китае мы не будем особо конкуренты, в Турции тоже, в остальных азиатских странах мы вполне себе конкуренты, поэтому международная экспансия интересна всем. Российский рынок пока чувствует себя нормально, но мы не видим принципиального роста в следующие годы в связи с замедлением рынка девелопмента. Поэтому все, кто хочет сейчас выйти за границу, они смотрят на Азию, а больше смотреть некуда. Латинская Америка, там тоже, я знаю, кто-то собирается что-то делать, но Латинская Америка совсем далеко, и там с экономикой все так себе. Австралия нам не друзья, остается Африка, там пока все-таки все сложнее, чем в Азии. Из тех стран, которые перечислены, перспективный на сегодня единственный рынок — Казахстан. Если в Казахстане все правильно сделать, компания, которая туда выходит, может получить объем в лучшем случае 15% от русского, в остальных странах это все копейки, может прирасти несколькими процентами от российского объема. Мы смотрим на большие страны, мы хотим приходить всерьез и надолго, поэтому мы смотрим на Индию. Индия у нас номер один. Гигантский рынок, все говорят по-английски, крайне дружественное отношение к России или что-то похожее — Индонезия, Вьетнам со 110 млн населения и так далее. Возить туда это все нереально, там надо ставить свои производства и использовать свою экспертизу».

Divan.ru в этом году планирует открыть магазины в Узбекистане и в нескольких городах Казахстана. В ближайшее время компания планирует сосредоточиться на российском рынке и рынке стран СНГ, но в перспективе рассматривает и Индию, и другие страны, рассказывает основатель и владелец интернет-магазина Divan.ru Антон Макаров:

Антон Макаров основатель и владелец интернет-магазина Divan.ru «Если говорить про СНГ, то большинство крупных компаний, таких как «Аскона», «Дятьково», «Шатурамебель», в большей степени представлены на постсоветском пространстве, являются ключевыми и продают те или иные объемы. Общаясь с коллегами по рынку и видя свой опыт работы на рынке Белоруссии и динамику в Казахстане, динамика роста положительная, мы там растем довольно хорошо — от 30% до 70% год к году в зависимости от страны и нашего фокуса. И на примере того же Казахстана на небольшом рынке можно занять значимую долю в силу того, что каких-то крупных игроков там на текущий момент нет. Я говорю о таких крупных игроках, как ИКЕА была в России, Hoff сейчас и так далее. Если говорить о рынке Арабских Эмиратов и Африки, или я недавно изучал рынок Индии, у этих рынков тоже огромный потенциал, но везде есть свои нюансы. В Индии большие заградительные пошлины, там нужно локализовать производство и по факту делать весь процесс с нуля, уже будучи по факту индийской компанией. С точки зрения стран Африки и Востока, потенциал у этих рынков большой, просто займет время выход туда, как до этого российские компании многие выходили на европейские рынки, поставляли в европейские сети и компании, сейчас нужно немного переориентироваться на страны, которые у многих граждан России были не в фокусе».

Компания «Ангстрем» в ближайшее время откроет первый салон в Монголии, и планирует начать работать в Азербайджане, а «Аскона» хочет выйти в премиум-сегмент рынков Турции и ОАЭ под маркой Grether & Wells.