Юристы предложили разрешить инициировать процедуру банкротства иностранных компаний в России

На Петербургском международном юридическом форуме состоялась сессия Ассоциации юристов России "Суверенная юрисдикция: вызовы современных реалий". Одно из громких заявлений: необходимо предусмотреть в законе возможность инициировать процедуру банкротства иностранных компаний.

Юристы предложили разрешить инициировать процедуру банкротства иностранных компаний в России
© Российская Газета

В целом, как отметил модератор сессии, председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, на сегодняшний день остро стоит вопрос правового суверенитета.

"Важно оставаться в праве, несмотря на то, что основные нормы права нашими западными партнерами за последний год нарушались в отношении неограниченного круга лиц, имеющих российское гражданство. Причем в независимости, находились люди в санкционных списках или нет", - прокомментировал Владимир Груздев.

Он напомнил, что в отношении Российской Федерации введено более 13 000 санкций. Для сравнения: у Ирана чуть более 3 000 санкций.

"Здесь очень важна слаженная работа наших профессионалов - юристов-международников", - подчеркнул Владимир Груздев.

Руководитель практики международных арбитражных и судебных споров Адвокатского бюро ЕПАМ Евгений Ращевский высказал мнение, что Россия вошла в санкционный период достаточно подготовленной с точки зрения юридической проработки механизмов защиты. Кроме того, он рассказал о том, что зарубежные страны также подстраиваются к переменам.

"Например, работает генеральная лицензия в Великобритании, которая позволяет юристам в пределах 500 тысяч фунтов в течение полугода оказывать юридические услуги российским клиентам. Правда, потом нужно отчитываться об этом в санкционном ведомстве. В США также можно получать лицензию по санкционным лицам", - пояснил юрист.

Он подчеркнул, что нужно развивать сильную юридическую профессию, а также отметил необходимость разработки типовых контрактов на поставку товаров по новому "Шелковому пути" - Северному морскому пути.

"Поскольку это основа экономики, у нас должны быть свои типовые контракты. Как было в советском прошлом", - считает юрист.

Статс-секретарь - вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ПАО "ГМК "Норильский никель" Дмитрий Пристансков отметил, что сегодня перед юристами стоит задача исторического масштаба: правильно сконфигурировать правовые отношения в рамках нового экономического уклада.

Он напомнил, что именно юристы превратили Нью-Йорк в самый богатый город Америки.

"Когда Нью-Йорк боролся за право торговли со Старым Светом, его обгоняли Филадельфия и Бостон. Юристы ввели всего одно маленькое торговое правило, и Нью-Йорк сразу превратился в крупный экономический центр США. Сейчас перед нами стоит задача такого же масштаба", - прокомментировал Дмитрий Пристансков.

Он отметил, что важна справедливая защита законных интересов российских компаний на территории Российской Федерации. Также Дмитрий Пристансков поднял важный вопрос: банкротство иностранных компаний в России.

"В рамках обычной хозяйственной деятельности российские компании зачастую заключали и заключают сделки с компаниями, которые зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Сейчас это недружественные юрисдикции. Например, Кипр, Британские острова, Нидерланды, а также, например, представительства иностранных компаний в Российской Федерации. В случае наличия признаков банкротства и несостоятельности таких компаний - наши арбитражные суды зачастую отказывают в принятии таких дел к рассмотрению", - рассказал Дмитрий Пристансков.

Он акцентировал внимание на том, что механизм возбуждения дел о банкротстве иностранных компаний в России отсутствует.

"Это связано с тем, что и в Гражданском кодексе, и в законе "О несостоятельности (банкротстве)" отсутствуют нормы, которые бы распространяли свои действия на такого рода компании в России", - рассказал Дмитрий Пристансков.

Он отметил, что закрепление на законодательном уровне правовой возможности банкротства или хотя бы возбуждения процедуры банкротства в отношении компании, зарегистрированной в иностранной юрисдикции, но осуществляющей или осуществлявшей ранее деятельность на территории России, стало бы большим шагом к обеспечению суверенизации российского права.

"В судебной практике за 2022 и 2023 годы стали появляться примеры успешной защиты российского бизнеса через процедуру банкротства. Остается это систематизировать. Нам нужно закрепить этот механизм", - считает юрист.

Еще один инструмент, на который обратил внимание Дмитрий Пристансков: возможность принудительной передачи корпоративных споров российских компаний в компетенцию российских арбитражных судов.

"Это касается ситуаций, когда право на справедливое судебное разбирательство не может быть никаким образом обеспечено судами недружественных стран. Исторически сложилась такая ситуация, когда ряд компаний, заключая хозяйственные сделки, делал арбитражную оговорку, уходя от российской юрисдикции. По сути, такие компании не имеют сейчас возможности по отдельным категориям споров обратиться к российскому правосудию", - рассказал спикер.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству Ирина Панькина подчеркнула, что нужно создавать максимально комфортные условия для ведения бизнеса, "чтобы наши предприниматели чувствовали себя уверенно и безопасно".

По онлайн-связи в рамках сессии выступил вице-президент, генеральный секретарь Китайского юридического общества Чжан Минцзы.

Он отметил, что тенденция к многополярности, экономической глобализации и демократизации международных отношений необратима. "Китайское юридическое общество готово сотрудничать с юридическими сообществами всех стран мира, чтобы добиться дальнейшего прогресса в нашей совместной миссии: призвать все страны твердо поддерживать международную систему, центром которой является порядок, основанный на международном праве, а также основные принципы международного права и базовые нормы международных отношений, закрепленные в целях и принципах Устава ООН", - сказал Чжан Минцзы.