Аграрии Урала сократят посевы масличных

Структура посевов - вопрос расчета. Если он верный, у полеводов больше шансов завершить год с хорошим финансовым результатом. Определяя, что сеять, крестьяне делают выбор, сообразуясь с опытом и ожиданиями сбыта. В прошлом году, к примеру, большие надежды возлагались на масличные культуры. Что изменилось в нынешнем?

Аграрии Урала сократят посевы масличных
© Российская Газета

Пути выведут на Восток

Рекордный урожай масличных в прошлом году вызвал много вопросов, главный из которых - как реализовать его в условиях пошлин и экспортных ограничений, чтобы сами аграрии получили "хорошую экономику"?

С 2021 года продажи этих культур в стране сдерживались самими сельхозпроизводителями, которых не устраивала цена, поэтому они придерживали в закромах запасы, ожидая новой конъюнктуры. Цены действительно выросли, но процесс имел и оборотную сторону. В начале сезона 2021-2022 годов маслозаводы были недозагружены из-за неравномерного поступления сырья, в итоге отрасль просела в экспорте растительного масла.

Сегодня, однако, рынок расставляет акценты по-другому. После того как внутри страны образовался профицит маслосемян из-за рекордных остатков, переработка задышала ровнее, увеличив возможности для экспорта подсолнечного, рапсового и соевого масла. Суммарные мощности маслозаводов в стране рассчитаны на 29 миллионов тонн сырья, и погрешность в 3-4 миллиона тонн между этим техническим "потолком" и фактическим урожаем, как уверяют аналитики, погоды не делает: можно говорить о готовности отрасли самостоятельно переработать весь российский урожай. С учетом этого баланса эксперты делают вывод: страна в нынешнем году имеет все шансы занять лидирующую строчку по продажам растительного масла за рубеж.

Ведущий аналитик информационно-аналитического агентства OleoScope Кирилл Лозовой отмечает: сырье в России сегодня довольно высокого качества. По данным мониторинга, который его компания вела с ноября 2021-го по январь прошлого года, половина семян подсолнечника вообще не имеет отклонений от стандартов, у остальных есть небольшие погрешности по влажности и кислотному числу, но это не умаляет ожидания: для наращивания продаж за границу сейчас открывается зеленая улица. Спрос на российское масло, говорят сами участники рынка, есть и активно растет. В прошлом году, например, отечественные производители зашли с соевым маслом в Алжир, а сегодня увеличивают отгрузки. Африка и Азия вообще рассматриваются как перспективная территория для экспансии россиян.

Рынку чуждо постоянство: из-за европейских санкций лен упал в цене, государство ввело квоту на экспорт подсолнечного масла

Тема экспорта теперь одна из самых актуальных. На аграрном рынке этот тренд связан с углубленной переработкой сырья, увеличением добавочной стоимости.

- Планируется продление запрета на вывоз маслосемян рапса за исключением одного пункта пропуска в Забайкальске, также возможно повышение экспортной пошлины на сою до 50 процентов, чтобы стимулировать реализацию инвестпроектов на Дальнем Востоке. Этот регион активно осваивается группой компаний "Содружество", которая в Белогорске в ближайшие два-три года построит маслозавод для переработки соевых бобов. Дальний Восток - вообще интересный регион с точки зрения производства масличных. Для создания там маслозаводов власти организовали определенный коридор возможностей. Представляет он интерес и для сельхозпроизводителей, которые смогут сбывать сырье по выгодной цене переработчикам, а они уже осуществлять экспорт на внешние рынки, - делится прогнозами Кирилл Лозовой.

Первый замминистра сельского хозяйства Челябинской области Евгений Литвинов, в свою очередь, считает: знание дальневосточного рынка поможет и челябинским аграриям лучше выстраивать свои посевные стратегии.

- Если где-то строится завод, значит, пойдет движение сырья. Если порт открывает новые зарубежные направления, то будет брать продукцию, которая интересна конечным потребителям в этих странах. Вот что следует читать между строк, - говорит он.

В поле тоже волны

Жайнар Карсакбаев, директор южноуральского КФХ, также отмечает: несмотря на все ценовые колебания, заниматься масличными выгодно и теперь. Его хозяйство и в нынешнем сезоне сеет подсолнечник и лен масличный.

- До 2022 года подсолнечник был высокомаржинальной культурой, - вспоминает руководитель. - Мы сдавали его на маслоэкстракционные заводы по комфортной цене - около 35 тысяч рублей за тонну. Затраты на гектар тогда колебались в пределах 18-20 тысяч. То есть можно было неплохо зарабатывать.

В прошлом году, однако, стоимость откатилась до 20-25 тысяч с НДС, и это уже другая арифметика. Маржа, конечно, есть, соглашается Карсакбаев, однако существенно ниже. Причину таких перепадов он видит в том, что сам подсолнечник не экспортируется, только масло, на которое установлена пошлина. И вектор мировых цен тоже смотрит вниз из-за большого урожая.

Впрочем, отказываться от этой культуры, считают в хозяйстве, было бы неверно: здесь намерены сохранить за подсолнечником прежние площади. И, хотя в регионе нет собственной серьезной перерабатывающей базы, готовой забрать весь выращенный урожай семечек, партнерами выступают крупные предприятия в Башкирии, Оренбургской, Курганской областях. Сравнительно небольшое расстояние до них делает логистику понятной и посильной.

Сложнее со льном, который всегда считался продуктом, ориентированным на экспорт. В России его переработка не так развита, зато он пользовался высоким спросом в Европе. Но из-за санкционной политики возникли трудности с выходом на этот рынок, и хозяйство в прошлом году реализовало весь урожай в Китай через трейдеров. Если в 2021-м цена доходила до 50 тысяч рублей за тонну, в 2022-м упала вдвое, до 25 тысяч с НДС. Поскольку себестоимость льна ниже, чем подсолнечника, в районе 15 тысяч рублей на гектар, полеводов ситуация на рынке не остановила, но насторожила. Фермеры отдают себе отчет в том, что коридор сбыта сузился: Поднебесная стала главным покупателем больших объемов льна, и здесь тоже есть риски. С учетом изменившихся обстоятельств в хозяйстве решили сократить площадь сева: в зоне неустойчивого земледелия, где погода постоянно преподносит сюрпризы, рискованно отдавать большие территории под лен при нынешней его стоимости, посчитали производители.

Гектары под экспорт

В областном министерстве сельского хозяйства корреспонденту "РГ" сообщили: если говорить о количестве посевов, Южный Урал действительно является регионом, производящим масличные (подсолнечник, рапс и лен) в рекордных объемах, и это стало возможным благодаря новым сортам и технологии, которую освоили местные полеводы. Ранее культуры выращивали в основном на корм, теперь же - для получения маслосемян на переработку, и это усилило экспортную ориентированность бизнеса и позволило аграриям больше зарабатывать, вкладывая деньги в развитие. О тенденции красноречиво говорит статистика: в начале 2000-х площади под эти культуры составляли в регионе около 20 тысяч гектаров, а в 2022-м - уже 363 тысячи. Область вышла на рекорд, впервые собрав 252,5 тысячи тонн урожая.

Тем удивительнее, на первый взгляд, что в этом году посевы масличных несколько сокращаются. Аграрии Южного Урала вновь меняют структуру в пользу пшеницы, уменьшив клин масличных до 311 тысяч гектаров. В общей сложности в этом сезоне подсолнечником будет засеяно 148 тысяч гектаров (практически на уровне прошлого года), 145 тысяч - льном (на 34 тысячи меньше прежнего показателя), около 8 тысяч гектаров займет рапс и 3,5 тысячи - соя. В качестве нишевых культур выступают горчица, сафлор, рыжик, расторопша.

Да, в последние годы подсолнечник, лен-кудряш, рапс были высокомаржинальными культурами, но рынку чуждо постоянство, поясняют в региональном аграрном ведомстве. Из-за европейских санкций лен упал в цене, государство ввело квоту на экспорт подсолнечного масла. Сегодня в переходящих запасах предприятий области 70 тысяч тонн маслосемян прошлогоднего урожая, которые также могут оказать давление на рынок.