Евросоюзу все сложнее сдерживать рост цен на нефть из России

Расходы ЕC на закупку российского энергетического сырья с ноября 2022 года снизились почти в четыре раза, но все равно превышают 1 млрд евро в месяц. Причем, по данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в мае в денежном выражении европейский импорт российского газа, нефти и нефтепродуктов стал расти, только за первые две недели месяца превысив 800 млн евро.

Евросоюзу все сложнее сдерживать рост цен на нефть из России
© Российская Газета

Это происходит несмотря на официальный запрет ЕС закупок российского угля, эмбарго на морские поставки нашей нефти и нефтепродуктов, взорванные "Северные потоки", остановленный газопровод "Ямал-Европа" и прекращение прокачки российской нефти по северной ветке трубопровода "Дружба". Кроме того, газ в Европе с конца прошлого года подешевел в пять раз, а цены на нефть снизились на 10%.

Несмотря на введенный G7 и ЕС потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты, затраты Китая на импорт наших углеводородов остались на прошлогоднем уровне, а Турции и Индии - выросли. Экспорт топлива из этих стран в Европу также вырос и фактически обеспечивается он российским сырьем, которое в конечном итоге оплачивает тот же Евросоюз.

ЕС почти не импортирует российскую нефть, но увеличивает закупки сделанного из нее топлива

Сейчас ЕС и G7 обсуждают санкции против обхода потолка цен компаниями из третьих стран, но на деле Европа старается уже не снизить доходы бюджета России, а изменить конъюнктуру рынка в свою пользу. Доходы российской казны теперь зависят не от котировок нашей нефти сорта Urals с доставкой до портов Европы (искусственных, поскольку морской экспорт в ЕС прекращен), а от цены эталонного сорта Brent, с фиксированным максимальным дисконтом (в мае - 31 доллар за баррель).

В этой ситуации ЕС и G7 впору бороться за глобальное снижение цен на нефть в мире, но практических рычагов для этого нет. ОПЕК+ не хочет повышать добычу, опасаясь мировой рецессии, поэтому остается только пытаться надавить на стоимость российской нефти через требования исполнения потолка цен для нее. Причем, тот же сорт Urals, на который изначально ориентировались западные страны в санкциях, по данным CREA, в мае продается ниже принятого потолка - 60 долларов за баррель. Выше торгуется нефть марок ESPO и Sokol, но они всегда были дороже и почти не поставлялись в Европу.

Расчет ЕС делает на простую конкуренцию: если российская нефть будет дешеветь, то остальным поставщикам в случае отсутствия сильного роста спроса придется снижать цены. Но едва ли спрос на нефть и нефтепродукты будет стагнировать, в большинстве прогнозов, в том числе и западных агентств, говорится о его росте во второй половине этого года и подорожании нефти вплоть до 100 долларов за баррель. И в случае такого сценария, какие бы меры ни принимали инициаторы санкций, цены на нефть из России будут тоже расти.

Кроме того, как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, в конце прошлого и начале этого года помимо потолка цен на российскую нефть, принятого ЕС, G7 и Австралией, на дисконт Urals относительно сорта Brent влияло подорожание фрахта судов. Плюс к этому поставки сырья на новые рынки требовали от наших компаний предоставить покупателям привлекательные низкие цены. Но по мере того, как отлаживаются каналы поставок, первоначальный дисконт для новых покупателей сокращается - это нормальная практика.

По мнению Потавина, повернуть ситуацию вспять, в сторону роста дисконта нефть Urals относительно нефти Brent уже довольно сложно, но можно. Во-первых, можно непосредственно договориться с лидерами Индии и Китая, которые сейчас закупают 90% всей российской нефти, на снижение объемов. Во-вторых, можно выдвинуть более жесткие требования к перевозкам российской нефти по морю. В-третьих, можно усложнить процедуру комплаенса (соответствие деятельности компании законодательству) при проведении платежей за российскую нефть через западные банки. Можно также ввести жесткие санкции к тем кораблям, которые занимаются перевалкой российской нефти "с борта-на-борт" - это будет наиболее болезненно, поскольку объемы такой серой нефти в последние месяцы непрерывно и активно растут. Все это усложнит работу с российским сырьем, покупать его станут менее охотно, а продавцам придется компенсировать это увеличением скидок по цене.

Инфографика "РГ"/ Александр Чистов / Сергей Тихонов

Рычаги давления на рынок у такой могущественной западной коалиции, конечно, есть, считает начальник управления аналитических исследований ИК "Ива Партнерс" Дмитрий Александров. Но вопрос в затратности и решимости применить жесткие меры. Сейчас возрастает давление на Индию, и если она в какой-то момент прекратит закупки, то, с учетом ее активности в последние месяцы, нарушения в логистике вызовут рост дисконта.

Здесь, правда есть нюанс: для ЕС весьма нежелательно сокращение предложения российской нефти на рынке, поскольку это может опять же привести к росту общемировых котировок. Поэтому инициаторам санкций придется удерживать сложный баланс между жесткостью запретов и опасностью "перегнуть палку". Последнее, например, может просто оставить Европу без топлива, если Индия или Турция сильно сократят закупки нашего сырья.