Грузы из Архангельска в Китай отправятся по Северному морскому пути

В августе крупный транспортно-логистический холдинг России впервые проведет тестовую доставку грузов из Архангельска в Шанхай по Северному морскому пути.

Грузы из Архангельска в Китай отправятся по Северному морскому пути
© Российская Газета

Сейчас в Архангельской области за этим проектом с надеждой следят предприятия ЛПК. "РГ" уже рассказывала о том, что от введенных в прошлом году санкций на Северо-Западе России наиболее сильно пострадал именно лесопромышленный комплекс. Ситуация обострилась к середине лета, когда вступили в действие ограничения на поставки продукции ЛПК в Европу. Предприятия начали экстренно переформатировать логистические цепочки в восточном и южном направлениях, выходить на рынки Китая, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Турции. В итоге продукция, отправляемая в эти страны, занимает сегодня уже более 90 процентов экспорта.

Надежда на развитие появилась у лесного бизнеса после всероссийского совещания по вопросам развития ЛПК в феврале этого года. В первую очередь это касается транспортировки продукции морем через порты Северо-Запада и Санкт-Петербург, а также по Северному морскому пути. Планируется, что предприятиям будет субсидироваться 80 процентов затрат на логистику. Причем если раньше для этого применялся усредненный механизм (когда для малых компаний компенсировалась большая часть расходов, а для крупного бизнеса - не более пяти процентов затрат), то теперь объем выделяемых крупным предприятиям средств увеличится. Кстати, эта поддержка рассчитана не на краткосрочный период, а на ближайшие два-три года.

Более того, если ранее транспортная субсидия выделялась только на целлюлозно-бумажную продукцию и топливные гранулы, то в этом году ее можно получать также на фанеру и пиломатериалы. Поддержали в правительстве РФ и предложение архангельских лесопромышленников сдвинуть сроки реализации инвестпроектов на 12 месяцев.

Тем не менее кардинальная перестройка логистики стала огромной нагрузкой на ЛПК. В целом при переориентации продукции в восточном направлении расходы архангельского бизнеса на транспортировку превысили 12 миллиардов рублей. Более того, по дороге на Восток бизнес СЗФО по-прежнему с трудом преодолевает "бутылочное горлышко" РЖД, из-за чего затоваренность продукции на складах доходит до 120 процентов и более.

При этом северный морской транзит на Восток занимает почти в два раза меньше времени, чем дорога по рельсам. Но почему же компании пока выбирают именно его? В основном из-за цен: себестоимость перевозки 40-футового контейнера в Китай по морю превышает сегодня 350 тысяч рублей - для большинства лесных холдингов региона это невыгодно, так как подобная дорога "съедает" более 30 процентов стоимости продукции.

Северный морской транзит на Восток занимает почти в два раза меньше времени, чем дорога по рельсам.

Вместе с тем эксперты уверены: снизить стоимость логистики и ускорить доставку лесной продукции в Китай сможет именно Северный морской путь - будущее за ним. Но для этого, по мнению эксперта Елены Тищенко, доцента кафедры экономики инноваций МГУ, важно сформировать независимую грузовую контейнерную линию. Ее основой должна стать продукция ЛПК:

- Такие проекты можно реализовывать в кооперативных или координационных стратегиях. Речь идет не о взаимном поглощении компаний, а о координации и балансировке скорости разворачивания технологий, работе на определенных сегментах рынка. Они хорошо моделируются.

Причем в основе всего именно кооперация: она поможет создать обратную грузовую "тягу" и сделает перевозки по СМП более выгодными и прибыльными.

Какой может стать обратная загрузка? По мнению представителей сферы ЛПК, это химреагенты, расходники, оборудование: большой объем этой продукции ввозится сегодня на Север через Москву и Петербург, вместо того чтобы направляться обратными рейсами архангельских судов по СМП.

- Сейчас очень важно развивать челночную дипломатию, чтобы в Архангельск начала идти нехарактерная для региона грузовая база, - считает Елена Тищенко.

По мнению экспертов, если объединить грузопоток Архангельской области и Республики Коми (при условии транспортировки титана и кварцевого песка с Пижемского месторождения), то по совокупности он будет равен московскому. Увеличить грузопоток Северного морского пути и сделать его более выгодным можно, также "спуская" континентальные грузы на СМП по рекам - такой опыт уже нарабатывается в Сибири.

Тем временем практику, полученную при первой доставке контейнеров с лесом из Архангельска в Шанхай, Поморье сможет использовать при дальнейших отправках грузов за рубеж. Это подчеркивает представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрий Юрков:

- Правительством региона в адрес правительства России направлено предложение о том, чтобы архангельский порт перестал быть исключительно транзитным, а стал портом отправления и отгрузки, - сообщил Дмитрий Юрков.

Кстати

СМП - это сегодня едва ли не единственная альтернатива, которая поможет предприятиям ЛПК Северо-Запада "выправить лесную логистику" в сложный для России период. Особенно в момент пиковых ставок по РЖД:

- Ключевой вопрос - это ставки на перевозки контейнеров по Северному морскому пути, а также создание единого оператора контейнерной базы, который позволил бы нам обеспечивать обратную загрузку, - резюмируют представители бизнеса. - Ставки должны стать конкурентоспособными. Если стоимость опустится ниже трех тысяч долларов за контейнер, то отгружать лесную продукцию по СМП будет выгодно.