В Свердловской области резко снизилось количество жалоб на низкое качество тепла
Отопительный сезон 2022-2023 годов оказался на Урале короче, чем обычно, - в регион необычайно рано пришло лето.
- Да, в результате мы несколько меньше заработали. Но все равно это хорошо: мы раньше приступили к ремонту и выполнению инвестиционной программы, - подчеркнул, подводя итоги осенне-зимнего периода, генеральный директор компании "Т Плюс" Александр Вилесов.
Едва успевают остыть трубы, энергетики приступают к подготовке станций, котельных и сетевого комплекса к следующей зиме. Инвестиционная программа этого года на Среднем Урале составит 2,7 миллиарда рублей по объектам генерации и 3,7 миллиарда - по тепловым сетям. Предстоит отремонтировать и переложить почти 57 километров теплотрасс в городах Первоуральск, Нижняя Тура и Лесной и 71 километр - в Екатеринбурге.
- Руководство страны ставит задачу перекладывать хотя бы 5 процентов труб в год. Мы ее выполним, - заверил Вилесов.
По словам директора Свердловского филиала компании Владимира Бусоргина, объем вложений в этом году увеличен. Но все же он позволяет лишь поддерживать достигнутый уровень. Количество повреждений сетей из года в год снижается, но не так быстро, как хотелось бы. Например, в отопительный период 2020-2021 годов в Екатеринбурге было зафиксировано 917 порывов, в 2021-2022-м - 862, а минувшей зимой - 850. Но для кардинального улучшения ситуации необходимо менять не 70, а 115 километров в год.
Фото: Татьяна Андреева/РГ
Такой возможности у энергетиков пока нет. Одна из препон - долги потребителей. Как рассказал директор Свердловского филиала энергосбытовой компании Георгий Козлов, за год дебиторская задолженность за тепло выросла с 8491 до 8648 миллионов рублей, а за электроэнергию - с 10,5 до 11,1 миллиарда. При этом только за тепло 6,6 миллиарда просрочки, и поставщики прекрасно понимают, что около половины этой суммы не удастся взыскать никогда. И это притом, что юристы компании за сезон подают десятки тысяч исков в суды. А ведь эти деньги могли бы быть направлены на ту же перекладку сетей и повышение качества услуг энергетиков.
Впрочем, оно-то как раз растет, что замечают сами потребители: минувшей зимой количество жалоб на некачественную услугу снизилось по отношению к предыдущему сезону многократно. Так, на плохое горячее водоснабжение жители Свердловской области пожаловались всего 90 раз против 323-х годом ранее, а на отопление - 19 и 50 раз соответственно.
По выражению Александра Вилесова, "лучшая инфраструктура - та, которую никто не замечает", и это цель работы компании. На повышение качества работает не только растущий с каждым годом объем перекладки труб, но и другие мероприятия. Например, умная автоматика помогает увеличить эффективность работы энергетиков и создать более комфортные условия в квартирах. Заметим: именно Екатеринбург стал первым городом, где был реализован проект цифровизации теплоснабжения. В частности, благодаря ему опрессовки в столице Урала уже несколько лет проходят без отключения горячей воды и не доставляют неудобств жителям.
По словам энергетиков, еще большие перспективы в плане модернизации системы теплоснабжения открывает переход на так называемую ценовую зону - метод формирования тарифов, который гарантирует возврат вложенных средств и позволяет запустить механизм опережающих инвестиций. Этот принцип уже внедрен во многих городах присутствия "Т Плюс", но в Екатеринбурге решение об этом пока не принято.